30 августа 2017 года прошло заседание Комитета по внешнеэкономической деятельности и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров на тему «Барьеры на внешних рынках».

Как известно, сбор информации об имеющихся на внешних рынках барьерах, ее анализ и координацию работы по снижению барьеров в Российской Федерации традиционно ведет Министерство экономического развития. А Евразийская экономическая комиссия проводит мониторинг барьеров в торговле внутри Евразийского экономического союза, разрабатывает меры по их ликвидации. Именно представители этих структур получили весомое количество вопросов от профессиональной аудитории Комитета.

Вместе с тем участники дискуссии затронули такие аспекты заявленной темы, как анализ и координация работы по снижению барьеров в России, многочисленность антидемпинговых расследований в таких странах как Китай, Индия, Бразилия, Мексика, длительность составления договоров об экспортных кредитах, регулирование таможенных пошлин.

Модератор дискуссии Андрей Точин, председатель Комитета по внешнеэкономической деятельности и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров, руководитель Центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив, обозначил главную на сегодняшний день тенденцию — экспорт товаров более высокой добавленной стоимости очевидно падает, так что «на этом фоне истории успеха выглядят райскими островами». Вместе с тем Минэкономразвития России предлагаются меры, которые позволяют нашим производителям более комфортно себя чувствовать на внешних рынках.

Ограничениям на внешних рынках для отечественных шинных производителей и практике по их преодолению посвятил свое выступление Антон Акимов, директор по взаимодействию с органами власти холдинга Cordiant. Сегодня продукция холдинга экспортируется более чем в 50 стран мира: в Европу, Латинскую Америку, США, страны СНГ и Балтии. Это стало возможным в том числе благодаря активной и целенаправленной GR-деятельности, которая развивается по основным направлениям — административные вопросы, участие в государственных программах, субсидирование, поддержка инвестиционных проектов и участие в программах поддержки экспорта, торговая политика, таможенное администрирование, техническое регулирование и сертификация, утилизация шинной продукции. В своей экспортной деятельности холдинг сталкивается с рядом ограничений. Так на мировом рынке в отношении новых пневматических шин действует 224 нетарифные меры и 3 конкретных торговых проблемы. Для российской продукции, идущей на экспорт, также основными барьерами являются технические, в первую очередь связанные с соответствием требованиям систем сертификации, например, в Китае (ССС), Индии (BIS), США (DOT), Бразилии (Inmetro), Швеции (требования в комплексе шина+шип).
Cordiant привлек ресурсы к антидемпинговым расследованиям по рыночной ситуации в Бразилии. По результатам доказательства демпинга и ущерба отрасли организаторами расследования сделан вывод, что за счет вышеперечисленного финансовые и производственные показатели отрасли национальной экономики значительно ухудшились, катализатором снижения цены и падения доли на рынке является демпинг со стороны ряда иностранных производителей. Таким образом решение о пересмотре антидемпинговых мер в Бразилии в настоящий момент принято нецелесообразным.

«Общепризнанным инструментом снятия нетарифных барьеров является соглашение о свободной торговле»,

— обозначил главный тезис своего выступления Анатолий Чаплин, заместитель директора Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ.

Спектр деятельности департамента велик. В частности, контроль за соблюдением действующих норм международного права в области торговли, норм ВТО; поддержка российских компаний, которые участвуют за рубежом в антидемпинговых расследованиях; удовлетворение жалоб на высокие таможенные тарифы; участвуем в подготовке предложения по повышению эффективности применения мер ЕЭК по защите внешнего рынка; введение реестра ограничений из 139 мер, которые служат информацией о барьерах на внешних рынках.

Олег Плаксин, заместитель директора Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ, высказался о специфике функционирования торгпредств, важности составления бизнес-плана торгпредств, заметив, что

«торгпредство – специфический инструмент, который бывает очень эффективным, если хорошо понимаешь, как его использовать».

Плаксин особо подчеркнул эффективность коллаборационных действий с Российским экспортным центром.

Олег Леснов, заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ, Постоянный Комитет Союзного государства, рассказал о совместной работе Постоянного Комитета, российских и белорусских министерств и ведомств по устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле России и Беларуси. Отдельно остановился на урегулированных вопросах, в частности, устранении препятствий для доступа российских стройматериалов на белорусский рынок и лекарственных средств на рынки сторон. Затронул вопросы, связанные с подготовленными в России изменениями законодательства в сфере государственных закупок и закупок госкорпораций, существенно затрудняющими участие белорусских предприятий в тендерах.

Берик Умытбаев, советник департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК, анонсировал широкие возможности сайта http://www.eurasiancommission.org/, на котором, кстати, опубликована так называемая «Белая книга», посвященная описанию препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и планах по их устранению.

В финале заседания присутствующие пришли к выводу, что актуальность темы сложно переоценить, в связи с чем необходимо еще более детально обсудить практики снятия ограничений на внешних рынках.

 


Ассоциация менеджеров http://amr.ru – одно из ведущих деловых объединений России. Деятельность Ассоциации Менеджеров нацелена на профессиональное развитие сообщества менеджеров, переход к социально ответственным стандартам ведения бизнеса, интеграцию в глобальную экономику. Ассоциация Менеджеров образована в 1999 году. За годы работы Ассоциация зарекомендовала себя как независимая экспертная площадка для выработки консолидированной позиции бизнеса по наиболее острым социальным и профессиональным вызовам, которые стоят перед руководством крупных российских предприятий, обществом и властью.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.