Российское бизнес-сообщество в последние годы стало важнейшим участником множества государственных инициатив и проектов. Отношения бизнеса и государства эффективно выстраиваются на основе баланса интересов. Президент Группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров уверен, что развитие государственно-частного партнерства – основной драйвер роста реального сектора экономики и международного сотрудничества в ключевых отраслях.
— Константин Анатольевич, недавно вы вошли в состав Правления Российского союза промышленников и предпринимателей. Как оцениваете эффективность этой площадки с точки зрения «новичка»?
— Да, чуть больше года назад я был избран членом Правления РСПП. Хочу выразить признательность президенту РСПП Александру Шохину, коллегам, которые оказали мне доверие. Это огромная ответственность. Площадка дает прекрасную возможность принять участие в обсуждении актуальных проблем, стоящих перед бизнесом, обменяться мнениями, содействовать повышению статуса российского предпринимательства в стране и в мире.
Для Группы «Новотранс», которая более 13 лет работает на российском рынке железнодорожных грузоперевозок и вагоноремонта, участие в обсуждении значимых экономических вопросов, безусловно, важно. В сложившихся условиях холдинг активно расширяет масштабы своей деятельности, ищет наиболее оптимальные и эффективные пути развития бизнеса. Успешная работа всех предприятий Группы Компаний «Новотранс» напрямую зависит от делового климата в ключевых отраслях российской экономики, таких как добыча полезных ископаемых, машиностроение, металлургия, стивидорный бизнес. Членство «Новотранс» в РСПП дает возможность принимать участие в обсуждении важных задач, стоящих перед бизнесом и властью, участвовать в выработке консолидированных решений, учитывающих интересы общества, власти и бизнеса.
— Очевидно, что ваша работа в РСПП, так или иначе, связана с транспортной отраслью.
— В 2017 году Группа компаний «Новотранс» приступила к активной работе на общеотраслевом уровне. В составе подкомиссии по железнодорожному транспорту и железнодорожной инфраструктуре комиссии по транспорту РСПП за счет ресурсов «Новотранса» создан сектор по развитию транспорта необщего пользования. Основными задачами сектора станут работа по совершенствованию нормативно-технической базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта необщего пользования, а также координация деятельности хозяйствующих субъектов в рамках компетенций комиссии по транспорту РСПП. Вместе с председателем подкомиссии, генеральным директором АО «Институт экономики и развития транспорта» Федором Пехтеревым мы пришли к выводу, что создание новой структуры полностью отвечает потребностям формирования комфортных условий для бизнеса в сфере железнодорожного транспорта. Сейчас в России работают более чем 20 тысяч самостоятельных железнодорожных хозяйств промышленных предприятий и операторов подвижного состава. Этот сегмент активно развивается. Созданный сектор сможет эффективно представлять интересы частных компаний, работающих в железнодорожной сфере. До настоящего времени в РСПП подобной структуры не было. В состав сектора вошли руководители железнодорожных операторов и компаний, владеющих инфраструктурой необщего пользования, а также саморегулируемых отраслевых организаций.
— РСПП интенсивно развивает международное сотрудничество в различных сферах. Как вы оцениваете конкурентные возможности российских компаний в аспекте их работы на международном транспортном рынке?
— Оценка вполне положительная. При этом РСПП и бизнес-сообщество в сложившийся непростой период взаимоотношений с рядом стран, в частности, со странами Евросоюза, прикладывает максимум усилий для развития успешного партнерства с западными коллегами.
Например, в мае этого года возглавляемая мной делегация РСПП приняла участие в заседании Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей в греческих Салониках. Представители международных деловых кругов, органов власти России, стран СНГ и Европы сделали акцент на выработке механизмов укрепления взаимодействия бизнес-сообществ стран ЕС и ЕАЭС. Заинтересованность в промышленном, финансовом, научно-техническом сотрудничестве неоднократно высказывали представители деловых структур со всего экономического пространства Евразии. Обмен мнениями между предпринимателями разных стран показал общность интересов и стремлений. При этом транспортное взаимодействие стало одной из основных тем на форуме. Мы увидели реальную заинтересованность европейских коллег в сотрудничестве с российскими партнерами.
— Какая страна Европы, на ваш взгляд, наиболее интересна российскому транспортному бизнесу?
— Достаточно конструктивный диалог сейчас мы выстраиваем с греческими партнерами. В конце июня делегации Группы компаний «Новотранс» и РСПП приняли участие в заседании Греко-Российской торговой палаты. Это объединение сотрудничает с десятками торговых палат и деловых ассоциаций обеих стран, среди которых РСПП, Агентство стратегических инициатив, Ассоциация российских банков, крупные транспортные и туристические организации, производственные и сырьевые компании. Мы стали участниками диалога о необходимости укрепления и развития российско-греческих связей в сфере транспорта, торговли и инвестиций.
А уже в сентябре РСПП выступила одним из организаторов делового форума «ЕАЭС — Греция: новый мост для сотрудничества и развития», прошедшего в Салониках в рамках ежегодной международной выставки TIF Helexpo – важнейшего экономического мероприятия Греции.
В форуме приняли участие председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Греческой Республике Андрей Маслов, первый заместитель министра иностранных дел Греческой Республики Йоргос Катругалос, заместитель министра экономики и развития Греческой Республики Стергиос Пициорлас, председатель правления Enterprise Greece Христос Стайкос. Российский бизнес на форуме представили крупнейшие компании: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», Государственная корпорация «Ростех», X5 Retail Group.
Обсуждение дальнейших перспектив взаимодействия между деловыми кругами ЕАЭС и Греции стало лейтмотивом форума. Речь шла о возможных преференциях, которые могут получить представители бизнеса от углубления торгово-экономического взаимодействия ЕАЭС и Греции, условиях выхода на рынки. Сотрудничество в сфере транспортных услуг, энергетики, аграрного и промышленного производства, стандарты технического регулирования, а также поиск новых возможностей для углубления делового сотрудничества – стали ключевыми темами форума.
— Сотрудничество с Грецией перспективно?
— Наша задача сейчас – определить, в какой степени совпадают взгляды на развитие партнерских отношений в сфере транспорта и энергетики, в частности, у бизнес-сообществ Греции и стран ЕАЭС, а также определить точки роста торгово-экономических отношений. В 2017 году продолжается рост товарооборота между Россией и Грецией. Во 2 квартале 2017 года товарооборот России с Грецией составил более 988 млн долларов, увеличившись на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, приблизившись к уровню до начала действия экономических санкций. Эти цифры свидетельствуют о высокой заинтересованности корпораций обеих стран в развитии торгово-экономических связей. В целом, несмотря на антироссийские санкции, структура экспорта и импорта между государствами сохранилась, а снижение торгового оборота не наблюдается ни по одному из видов грузов.
— С чем связаны подобные тенденции?
— В значительной степени это обусловлено активной и конструктивной работой межправительственных российско-греческих институтов по развитию экономических связей, прежде всего – межправительственной комиссии, которую возглавляют министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов и Первый заместитель Министра иностранных дел Греции по европейским вопросам Георгиос Катрунгалос. Именно межправкомиссии предстоит определить вектор развития связей между нашими странами. Бизнес, как в лице как деловых ассоциаций, так и отдельных компаний, примет очередные решения межправкомиссии как руководство к действию.
— В какой отрасли наиболее перспективно развитие партнерских отношений с Грецией?
— По мнению РСПП и российского бизнес-сообщества, наиболее перспективно развитие транспортных коммуникаций. Уже ведется работа по увеличению количества пассажирских авиарейсов между странами, а также расширению числа пунктов в России и Греции, из которых могут осуществляться полеты. Греческие аэропорты по итогам 2016 года приняли более 800 тысяч российских пассажиров. Планируемые показатели ассоциации туроператоров РФ в 2017 году – более 1 миллиона 100 тысяч пассажиров.
Кроме того, Греция остается мировым лидером в области морских перевозок. Доля в мировом торговом флоте, принадлежащая греческим судовладельцам, с точки зрения производительности, возросла с 16,1 % в 2015 году до 16,36 % в 2016 году. Греческие судовладельцы контролируют в общей сложности 4136 торговых судов. В то же время, по данным Ассоциация портов России за 2016 год, грузооборот морских портов России впервые в истории превысил 700 млн тонн в год. 34% погрузки приходится на порты географически близкого к Греции Азово-Черноморского бассейна. Южные российские порты активно реконструируются, вводятся в строй новые погрузочные мощности.
Портовый бизнес в России будет и в дальнейшем динамично развиваться. Напомню, менее чем три месяца назад Президент России Владимир Путин обозначил данное направление как один из приоритетов в национальной инфраструктурной политики.
Греческие судовладельцы могли бы успешно воспользоваться выгодной международной рыночной конъюнктурой и пополнить клиентскую базу российскими грузовладельцами, прежде всего – в сегменте перевозок нефтепродуктов, зерна, угля.
По вопросу железнодорожного транспорта в 2017 году представители государственных компаний и госструктур РФ также неоднократно встречались с представителями греческого бизнеса и подтвердили свою заинтересованность в участии в инфраструктурных проектах в Греции.
— Остается только пожелать успеха в ваших начинаниях.
— Как я уже сказал, эксперты России и Греции едины в видении того, что наиболее перспективными направлениями в развитии связей являются транспорт, энергетика, особенно в части экспорта энергоносителей. Необходима дальнейшая кооперация и совершенствование логистики в железнодорожной сфере, оптимизация нормативно-правовой базы, развитие действующих и создание новых транспортных коридоров с учетом высокого транзитного потенциала стран ЕАЭС.
Уверен, что потенциал греко-российских и греко-евразийских торгово-экономических отношений велик, и бизнесменам наших стран предстоит раскрыть его в полной мере.