Олег Германович Румянцев — управляющий партнер в консалтинговом агенстве«Румянцев и партнеры», президент ассоциации «GR-Лига» совместно с Вячеславом Евгеньевичем Табачниковым выступил с комментарием к неоднозначному законопроекту, разработанному Министерством культуры Российской Федерации, и нацеленному на оказание поддержки отечественному кинематографу.

КОММЕНТАРИИ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

27.10.2017

Проектом ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разработанного Министерством культуры Российской Федерации, предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и в Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

Основная идея законопроекта предполагает взимание «обязательного отчисления (неналогового платежа) в размере пяти миллионов рублей в специальный резерв денежных средств на развитие кинематографии…» (далее – специфического отчисления), которое осуществляется, «когда общее количество сеансов полнометражного художественного или анимационного фильма на территории Российской Федерации превысило 100 сеансов».

В пояснительной записке  раскрываются цели проекта закона:

  • отсечение «более полусотни низкопробных зарубежных фильмов, не имеющих ни художественных достоинств, ни кассового потенциала»,
  • дополнительные внебюджетные поступления в размере дополнительных 2,2 млрд рублей, которые могут быть направлены на развитие отечественного кинематографа.

Также в записке упоминается возможность компенсации за уплаченные ранее отчисления в отношении национальных фильмов.

Проведённый анализ показывает, что несмотря на декларируемый положительный эффект от внедрения указанной инициативы, она сопряжена с рядом негативных последствий и рисков[1]. Полагаем, что данная законодательная инициатива, в случае её реализации:

  • пагубно скажется на системе кинопоказа,
  • не окажет положительного влияния на развитие отечественного кинематографа,
  • ущемляет интересы кинозрителей, ограничит культурное разнообразие и сократит возможности для проведения совместного досуга
  • чревата возникновением опасных дисбалансов в системе дистрибуции кинофильмов, может подорвать и ослабить рыночные механизмы, лежащие в основе наблюдаемого в последние годы роста кино-отрасли, приведёт к сокращению числа профессионалов, формирующих её бизнес-среду
  • в долгосрочной перспективе может негативно сказаться на конкурентоспособности российского кинопроизводства и других сегментов кинобизнеса.

Приведём резоны, подкрепляющие такие выводы.

  1. Предлагаемый неналоговый платеж, имеющий все признаки парафискалитета, станет элементом «параллельной налоговой системы», правила регулирования которой сегодня допускают разные толкования. Это закономерно вызывает обеспокоенность бизнеса.

Между тем, План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования (утвержден Правительством Российской Федерации 09.08.2017 г.), предполагает введение моратория на установление новых уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности неналоговых платежей, формирующих доходы бюджетов, а также платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции, до принятия федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку их исчисления, размерам и срокам введения в действие.

  1. Ни в пояснительной записке, ни в проекте ФЗ не предложен механизм возврата денежных средств (компенсации) отечественному кинематографу. Особенности механизма являются важными не только ввиду влияния на ликвидность кинопроизводителей, но и в связи с действием некоторых правовых норм, ограничивающих протекционистские меры.

В случае, если компенсацию денежных средств предполагается осуществлять уже после выплаты отчисления, то отечественные кинопроизводители столкнутся с т.н. кассовым разрывом в размере 5 млн. рублей. В условиях ограниченных бюджетов данная сумма может быть настолько существенной, что может привести к отказу от производства кинофильмов и закрытию отечественных киностудий и продюсерских центров.

В случае, если компенсация в отношении российских кинофильмов будет перечисляться до фактической уплаты сбора в специальный резерв денежных средств на развитие кинематографии, то возникают риски коррупциогенного характера, с одной стороны, и противоречия нормам ВТО, с другой. Такая компенсация может рассматриваться как специфическая субсидия отечественным кинопроизводителям, в то время как в соответствии с п. 1.2 статьи 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО, применение специфической субсидии запрещено. В этом случае возникнет риск инициирования компенсационного расследования против РФ со стороны стран-членов ВТО.

Любой из вариантов механизма компенсации сбора будет нарушать принцип национального режима ВТО (Ст. 3 ГАТТ ВТО, Ст. 17 ГАТС ВТО), поскольку предоставит иностранным поставщикам кинопродукции менее выгодные условия, чем российским уже после вхождения их продукции на внутренний рынок (после показа 100 сеансов на территории России). В соответствии с принципом национального режима ВТО импортируемые и внутренние товары, а также иностранные и внутренние услуги, торговые марки, права и патенты должны быть подвержены одинаковым условиям – по меньшей мере после того, как они попадают на внутренний рынок.

  1. Введение отчисления может крайне негативно сказаться на развитии отрасли, что при неизменных ожидаемых сборах существенно повышает рыночные риски выпуска новых фильмов.

В краткосрочной перспективе потери для индустрии кинопоказа от невыхода на киноэкраны низкокассовых фильмов, могут составить 1,5 млрд. рублей. Падение кассовых сборов может быть и меньшим, но в этом случае произойдет перераспределение кассовых сборов в пользу высокобюджетных блокбастеров, в результате чего может быть подорвано положение авторского кино и независимой кино-дистрибуции.

Описанные негативные процессы будут происходить на фоне роста популярности пиратских интернет-сервисов, которые компенсируют уход иностранного кино с киноэкранов.

Отсутствие в репертуаре кинотеатров низко-кассовых, но, по большей части, авторских фильмов, в первую очередь, ударит именно по любителям кино. Согласно исследованию Фонда кино[2] 33% кинозрителей являются «завсегдатаями-киноманами». В целом можно утверждать, что на данную категорию приходится достаточно большое количество проданных билетов. При отсутствии возможности посмотреть фильм в кинотеатре, «завсегдатаи-киноманы» обратятся к зарубежным ОТТ-сервисам и пиратским ресурсам.

Ошибочно полагать, что иностранные фильмы, не вышедшие в российских кинотеатрах, будут доступны для показа в российских OTT-сервисах. Такая перспектива относится только к небольшой части иностранных фильмов, в то время как в подавляющем числе случаев лицензирование фильма исключительно в целях показа на легальных российских OTT-сервисах, не является коммерчески оправданным для зарубежных правообладателей.

Таким образом, будет, наверняка, наблюдаться эффект замещения походов в кинотеатры просмотром выбывших кинокартин в либо на пиратских сайтах, либо на зарубежных OTT-сервисах. Воспользовавшись пиратскими сервисами, часть «завсегдатаев-киноманов» станет их постоянными пользователями.

По оценкам, за счет эффекта замещения в среднесрочной перспективе число кинозрителей может сократиться на 15-20%.

Следует учитывать, что введение 5МР-отчисления повысит риск отказа от выпуска в кинотеатрах фильма ввиду первоначально ожидаемых невысоких сборов, при том что в итоге прокат фильма мог бы оказаться коммерчески успешным. Зачастую прогнозы относительно кассовых сборов являются неточными. Учитывая, что ожидаемые сборы меньше границы безубыточности выхода кинокартины в прокат, потенциально кассовая кинокартина не будет показана на экранах, соответственно рынок кинопоказа недосчитается определенной доли кино-сборов.

Оценка объема поступлений, произведенная авторами законопроекта (2,2 млрд. рублей), не учитывает, что после введения сбора около 350 кинокартин просто не вышли бы на киноэкраны. За счет иностранных картин, которые выйдут на экран, суммарный объем поступлений в специальный резерв денежных средств на развитие кинематографии не превысит 600 млн. рублей, что почти в 4 раза ниже заявленной суммы.

[1]  Детальное исследование на эту тему будет направлено нами ответственным должностным лицам.

[2] Российская киноиндустрия – 2016: цифры. Опрос ВЦИОМ и Фонда кино.

Нет комментариев

Оставьте ответ