Правительство рассматривает возможность объединения Российского экспортного центра (РЭЦ), Росэксимбанка и страхового агентства ЭКСАР в одно юрлицо, заявил на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым первый вице-премьер Игорь Шувалов. Основные сложности такого объединения касаются контроля со стороны регуляторов — сейчас Росэксимбанк подчиняется ЦБ, имея банковскую лицензию, вопрос о надзоре за объединенной структурой, по данным “Ъ”, еще не решен.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в Горках в понедельник заявил о возможности объединения структур группы РЭЦ в одно юрлицо. «Внутри группы РЭЦ сейчас работает Росэксимбанк. Мы сейчас внимательно изучаем, как сделать так, чтобы было более удобно клиентам РЭЦ. Может быть, мы будем предлагать объединение всех трех юридических лиц в одно, для того чтобы было меньше бюрократии и чтобы проект работал эффективнее»,— пояснил чиновник.

Сейчас ЭКСАР и Росэксимбанк входят в группу РЭЦ, которая помимо организатора финансовой поддержки экспорта гарантиями и кредитами потребителям и поставщикам является также агентом правительства по распределению субсидий (в частности, на компенсацию затрат компаний на сертификацию и транспортировку продукции). Глава РЭЦ Петр Фрадков является главой совета директоров и в обеих «дочках» (совет самого РЭЦ возглавляет Игорь Шувалов). Общий объем страховой поддержки с начала года составил 517 млрд руб. (учитывается объем поддержанных контрактов), кредитной — еще 40 млрд руб. В аппарате Игоря Шувалова пояснили, что объединение позволит упростить систему управления, повысить ее эффективность и прозрачность, сократить операционные издержки, но идея пока обсуждается.

«По итогам обсуждения на совете директоров РЭЦ должен проработать юридическую структуру и вопрос наблюдения со стороны ЦБ за финансовой устойчивостью объединенного юрлица»

,— отметила представитель первого вице-премьера. В ЦБ отказались от комментариев. Сейчас регулятору подчиняется Росэксимбанк, имеющий банковскую лицензию,— впрочем, по данным “Ъ”, одним из обсуждаемых вариантов является его выведение из-под банковского регулирования по аналогии с Внешэкономбанком, не имеющим такой лицензии.

Важно, чтобы для объединенной структуры были разработаны показатели финансовой устойчивости и показатели мониторинга в первую очередь со стороны регулятора, заявил “Ъ” исполнительный директор РЭЦ Алексей Тюпанов. «В зависимости от ситуации в российском банковском секторе можно использовать либо инструменты страхования для максимизации привлечения коммерческого финансирования экспортных проектов, либо прямое кредитование, когда спрос со стороны банков на страховые инструменты падает ввиду ограниченности доступа к капиталу или ликвидности»,— поясняет он. В условиях существования отдельных юрлиц результативное применение их капиталов достаточно сложно реализовать: каждый финансовый институт требует использования собственных средств, но в моменте востребован инструментарий только одного из них. Кроме того, объединение позволит упростить систему управления, повысить ее гибкость и прозрачность, сократить операционные издержки на поддерживающие функции, надеется господин Тюпанов.

Председатель комитета ТПП по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) Игорь Скляр отмечает, что все три организации уже выступают единым фронтом и находятся на «правильном пути становления», но не ориентированы на некрупный бизнес.

«Механизм субсидирования в отношении МСП в целом не работает, предпринимателям нереально пройти все бюрократические процедуры РЭЦ, у них нет на это ресурсов»

,— отмечает он. Объединение в одно юрлицо поможет и сконцентрировать ресурсы в одних руках, говорит Игорь Скляр, добавляя, что предпринимателям необходима поддержка в виде авансовых, а не фактических платежей. Вице-президент «Деловой России» Нонна Каграманян не ждет существенных изменений от переформатирования структуры РЭЦ, отмечая, что

«чтобы поддержка РЭЦ — субсидирование расходов предпринимателей на участие в коллективных ярмарках или сертификацию за рубежом, логистику, транспортные расходы — стала массовой, нужно еще немного времени».


Источник: «Коммерсантъ»

Нет комментариев

Оставьте ответ