– Каков основной перечень работ по направлению аудита и экспертизы строительных проектов осуществляет ваша организация? Какие из них были востребованы в 2017 году больше всего и почему?
– Основная специализация нашей компании – это независимый строительный контроль, строительно-техническая экспертиза и техническое обследование зданий и сооружений. С 2016 года мы также активно занимаемся развитием комплексного инженерного сопровождения строительства. Данная услуга востребована у строительных компаний. В ее рамках мы берем на себя роль всего производственно-технического отдела, оставляя руководству строительной компании лишь решение задач по обеспечению стройплощадки материалами, техникой и рабочими, и замыкаем на себе всю бумажную и интеллектуальную работу.
– Сохраняется ли тенденция спроса на услуги в настоящее время и каковы перспективы роста их объема новом периоде?
– На мой взгляд, тенденции спроса на услуги строительного консалтинга зависят от нескольких факторов. Во-первых, это оживление роста экономики и, как следствие, увеличение количества реализуемых проектов промышленного и гражданского строительства. Во-вторых, и что очень важно, многие заказчики начинают более взвешенно относиться к инвестициям, рассчитывать окупаемость и доходность и, как следствие, заинтересованы в инструментах снижения рисков реализации инвестпроектов и улучшения финансовых показателей. Все это будет положительно влиять на спрос со стороны заказчиков на услуги строительного консалтинга и в новом периоде.
Что касается нашей компании, то мы активно занимаемся развитием, инвестируя не только в материальную базу, но и в самое главное – кадровые ресурсы, которые в нашей отрасли решают почти все; выводим на рынок новые услуги, постоянно адаптируясь под потребности наших заказчиков. Надеюсь, это позволит нам в новом периоде увеличить объемы наших услуг.
– Какие факторы способствовали росту спроса со стороны отраслей транспорта, торговли, строительства и девелопмента, электроэнергетики?
– У большинства компаний-заказчиков не отлажена на должном уровне система контроля эффективности инвестиций в строительство и реконструкцию объектов. В итоге это негативно влияет на финансовые показатели проектов.
При этом нужно сказать, что рост спроса со стороны заказчика на услуги по экспертизе и контролю за строительством происходит с некоторым опозданием в год-два от момента фиксации годовых финансовых показателей и понимания потенциала роста эффективности инвестпроектов, которые они реализуют. Как только от акционеров поступает задача повысить эффективность, начинает формироваться и расти рынок данных услуг. Ведь когда с финансовыми показателями все хорошо и рынок активно растет, то и задачи эффективности отходят на второй план.
Одним из решений данной проблемы является привлечение независимых экспертных, инжиниринговых компаний, позволяющих повысить эффективность и прозрачность реализации инвестиционных проектов с обеспечением экономии до 30% средств заказчика, инвестируемых в строительство.
Поэтому мы, например, считаем, что ключевым фактором, обусловившим рост выручки нашей организации по итогам 2016 года, является увеличившийся спрос на услуги повышения эффективности инвестиций в основные средства, вызванный кризисом 2014 года.
– Приведите примеры соответствующих характерных крупных проектов. В чем их суть и что в результате технологического аудита и консалтинга получает заказчик?
– Один из проектов – сопровождение строительства фармацевтического завода. Здесь нашим заказчиком является российская инжиниринговая компания, которая под ключ строит фармацевтический завод, а мы оказываем услугу по комплексному инженерному сопровождению строительства. В частности, это работа с исполнительной документацией (разработка, архивация, согласования), анализ смет и проверка объемов и качества выполненных работ субподрядчиками, а также геодезическое сопровождение. Важным блоком является ведение графика производства работ – постоянная актуализация сроков производства, отслеживание отставаний и составление компенсирующих мероприятий.
По итогам работы мы с успешно прошли все проверки госстройнадзора. Кроме этого, заказчик строительства, по нашим расчетам, уже за первые два месяца окупил затраты в рамках нашего договора до конца всего проекта и существенно сэкономил.
Другой пример – аудит выполненных работ на объекте для крупного промышленного холдинга, который реализует инвестпроект стоимостью более 800 млн рублей. Заказчиком стал департамент внутреннего аудита с запросом на проведение экспертизы объема, качества и стоимости выполненных работ генеральным подрядчиком.
В рамках этого задания наша группа инженеров-экспертов провела изыскания по определению объемов и стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ, проанализировала соответствие стоимости оплаченных работ объемам фактически выполненных на объекте. Также мы провели комплексное техническое обследование здания с целью определения допущенных дефектов и стоимости их устранения. По результатам нашей экспертизы были выявлены нарушения в определении сметной стоимости строительства, обнаружены нарушения при составлении актов выполненных работ, как в части ценообразования, так и в части объемов заявленных к оплате фактически выполненных работ. Такие нарушения вели к искажению фактической стоимости выполненных работ в сторону неоправданного завышения, что дало повод признать предъявляемую генподрядчиком к оплате сумму необоснованной.
Еще один наш пример – из области независимого строительного контроля при возведении объектов коммерческой недвижимости. И хотя по данному направлению мы работаем практически во всех отраслях экономики, в качестве примера приведу наше сотрудничество с одним из крупнейших в мире ретейлеров, так как для ретейла, который работает на низкой марже, контроль бюджета и сроков проекта является крайне важным. Ежегодно наш заказчик инвестирует в строительство и реконструкцию объектов по России несколько миллиардов рублей. В таких проектах мы оказываем услугу по осуществлению независимого строительного контроля. В результате заказчик обеспечен ежедневным контролем за качеством и объемами строительства, а также достоверной информацией о состоянии проекта. В конечном же счете это позволяет существенно снизить риски превышения бюджета проекта и срыва сроков, а также сделать управление более эффективным.
Источник: https://raexpert.ru/editions/pliev_2017