20 декабря 2017 года в Москве при поддержке ГК «Автодор», Евразийского банка развития (ЕАБР) и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) прошел ежегодный Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России».
В Форуме приняли участие представители органов власти, институтов развития, профессиональные деловые объединения и институциональные инвесторы.
В рамках Форума участниками рынка инфраструктурных проектов были определены основные условия необходимые для успешной реализации инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации.
Открывая пленарное заседание, заместитель председателя Центрального Банка России Сергей Швецов отметил, что риски каждого инфраструктурного проекта необходимо разбирать «по мелким косточкам». По мнению эксперта, «для каждого риска нужно определить правильный финансовый инструмент, правильный источник финансирования этого риска, потому что лобовое предоставление государственных гарантий на все 100% ведет к тому, что инвестор будет безразлично относиться к тому, как реализуется проект. В итоге, мы получим те же ОФЗ с несколько более высокой доходностью без результата. Поэтому очень важно, разделив инфраструктурный проект на мелкие-мелкие атомы, и поняв, кто несет каждый риск, замотивировать того, кто управляет этим риском действительно вкладывать интеллект, вкладывать усилия, чтобы этот риск правильно управлялся».
По мнению зампреда ЦБ, в ряде случаев дотации инфраструктурных проектов неизбежны. Например, когда доход от реализации проекта получает не тот, кто вкладывает деньги. «Инвестор прагматичен. Мы требуем от пенсионных фондов фидуциарной ответственности управляющей компании. Это означает, правильное нахождение на рынке сочетания риска и доходности. И если в инфраструктурном проекте в силу разных причин доходность аллокируется совсем не на тех, кто инвестирует деньги… Вот тогда действительно нужны дотации», — отметил спикер.
Заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис в своем выступлении отметил, что в России 53 из 102 средних и крупных проектов на основе концессий относится к сфере ЖКХ. Концессии в ЖКХ уже давно доказали свою эффективность и по праву являются локомотивом модернизации отрасли в нашей стране. Замминистра уточнил, что среди них 22 крупных проекта с инвестициями более 153,6 млрд рублей и 31 средний проект на 14,3 млрд рублей. Темпы модернизации коммунальной инфраструктуры растут ежегодно, а объем вложений инвесторов в ЖКХ превысил итоговый показатель 2016 года. На сегодня в отношении объектов коммунальной инфраструктуры действует 1759 концессионных соглашений на 214,8 млрд рублей.
«Запуск концессий в коммунальной отрасли стал настоящей революцией на рынке финансирования инфраструктурных проектов, а в этом году вступил в силу целый ряд изменений, делающих нашу отрасль ещё более интересной для инвесторов»
, — подвел итог Андрей Чибис.
При финансировании инфраструктурных проектов основная проблема заключается не в отсутствии денег, а в неопределенности рисков. Такое мнение высказал председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации Анатолий Аксаков. Он отметил, что принятие законопроектов о банковском синдицированном кредитовании и о фидуциарной ответственности НПФ увеличат инвестиционную привлекательность инфраструктурных проектов. Синдицированное кредитование позволит банкам разделить ответственность с другими инвесторами, что сделает риски более управляемыми.
Что касается инвестиционного потенциала НПФ, то сегодня он составляет у нас «3,4% к ВВП, в Соединенных Штатах более 70% к ВВП потенциал НПФ, в Великобритании – более 80% к ВВП». Более четко прописанные принципы фидуциарной ответственности и вознаграждения НПФ, по мнению Анатолия Аксакова, помогут фондам лучше управлять рисками и вкладывать средства в наиболее эффективные, перспективные проекты. Депутат прогнозирует, что законопроект об НПФ будет принят в январе следующего года.
Юрий Сизов, заместитель генерального директора УК «Лидер» в своем выступлении подробно рассказал о рисках, барьерах и вопросах развития долгосрочных инвестиций пенсионных фондов в общественную инфраструктуру. Так, по словам спикера, сегодня на рынке наблюдается ухудшение институциональной среды, спровоцированное, по сути, отсутствием единой инфраструктурной политики, даже с учетом некоторой положительной динамики, которую наблюдают участники рынка со стороны органов регулирования и управления. Юрий Сизов представил свое видение «дорожной карты» развития рынка инвестиций НПФ в инфраструктуру.
Одним из краеугольных предложений «дорожной карты» является развитие методик рейтингования концессионных облигаций и проектов. «Методики надо дорабатывать, этому нужно уделять внимание. Пока, к сожалению, нет ни шкалы рейтингования, ни самих методик, так как то, что сегодня создано и есть – просто не отвечает реалиям сегодняшнего времени» — пояснил спикер.
При этом генеральный директор, член Правления Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) Екатерина Трофимова отметила, что сегмент рейтингования инфраструктуры является сегодня одним из самых сложных и, он, действительно, запаздывает с точки зрения своего формирования. Тем не менее, по словам спикера, недавно была выпущена методология по секъютеризации и в настоящее время в разработке находится методология рейтинговых инструментов проектного финансирования в очень высокой степени готовности. Екатерина Трофимова также отметила, что Россия впервые в современной истории входит устойчивую зону позитивных процентных ставок. По прогнозам АКРА в ближайшие 2-3 года денежно-кредитная политика Центрального Банка будет оставаться достаточно жесткой.
Заместитель Председателя правления Евразийского Банка развития Константин Лимитовский в своем выступлении рассказал участникам рынка инфраструктурных проектов о проблемах и их решении с которыми столкнулся рынок финансирования инфраструктурных проектов. Позиция международной финансовой организации ЕАБР в данном вопросе сводится к тому, что большая проблема региональных проектов – это отсутствие необходимых компентенций при реализации инфраструктурных проектов, а также недостаток рискового капитала. «Большинству проектов требуется акционерный капитал инвесторов, которые примут акционерный риск на ранних стадиях развития проекта. Эта потребность ярко ощущается во всех пионерных проектах и здесь, конечно, необходимо определенное решение и государственная поддержка тех инвесторов, которые отваживаются на то, чтобы делать пионерные проекты в регионах. Мы со своей стороны посильно пытаемся также участвовать в этом рынке», — заявил Константин Лимитовский.
О принципах работы Фабрики проектного финансирования подробно рассказал вице-президент Внешэкономбанка Александр Иванов. Спикер отметил роль синдицированного кредита как основного инструмента финансирования проектных сделок. По оценкам ВЭБа, четыре года общий объем проектов прошедших через фабрику превысит 1 трлн рублей.
В работе пленарного заседания принял участие заместитель председателя правления ГК «Автодор» по инвестициям и стратегическому планированию Александр Носов. Сегодня «Автодор» управляет крупными инфраструктурными проектами по созданию, развитию и эксплуатации сети скоростных автомагистралей. Компания эксплуатирует автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и придорожную инфраструктуру.
О проблемах привлечения инвестиций в дорожную отрасль рассказал заместитель Председателя Правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев. Зампред Правительства Московской области рассказал, что регион исторически испытывает серьезную потребность в развитии инфраструктуры. Бюджета области катастрофически не хватает для того, чтобы реализовать проекты за счет бюджетных инвестиций, поэтому в 2013 году командой Губернатора Московской области было принято решение об обеспечении приоритета частных инвестиций перед бюджетными.
«Одни из ключевых проблем сегодня при реализации проектов, — это проблема с участками и подготовкой территории, это выбор оператора. Наличие капитального гранта – тоже достаточно острый вопрос, так как показывает мировая практика, такие сложные инфраструктурные проекты не окупаются только от трафика или имеют риск недостаточного трафика» — пояснил Денис Буцаев.
При этом все эксперты отметили, что для того чтобы сделать отрасль интересной, необходимо снизить риски и повысить доходность инвестора, который приходит в отрасль.
Своими мнениями в рамках пленарного заседания поделились президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков, руководитель департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Екатерина Сороковая и Владимир Гамза, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по финансовым рынкам и кредитным организациям.
Модераторами пленарной сессии выступили директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики», председатель Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации Михаил Блинкин и исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), председатель Экспертного совета по долгосрочным инвестициям при Банке России Светлана Бик.
В рамках Форума прошла отраслевая сессия «Развитие городов. Как увеличить градостроительный потенциал территорий?», на которой участники обсудили перспективы реализации инфраструктурных проектов Новой Москвы, а также частные инициативы субъектов Российской Федерации в сфере инфраструктурного строительства.
Сессия «Транспортная инфраструктура: региональные проекты развития» объединила инициаторов проектов из регионов России и финансового сообщества. В рамках сессии состоялась презентация перспективных региональных инвестиционных проектов.
Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России» подвел итог ключевых событий 2017 года и определил перспективы развития рынка инфраструктурных проектов на 2018 год.