Автор: Владимир Кузнецов, юрист и один из идейных основателей Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству
С 2019 года Ассоциация юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству активно продвигает в общественных и деловых кругах идею о создании в России институтов обязательных саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка юридических неадвокатских услуг и агентов-регистраторов.
Идея создавать СРО в сфере юриспруденции вызвана объективной и давно назревшей необходимостью в урегулировании рынка юридических неадвокатских услуг в части установления определённых требований к лицам и организациям, предоставляющим такие услуги, а также стандартов осуществления данной деятельности.
Эти меры призваны, в первую очередь, способствовать повышению уровня личной профессиональной ответственности исполнителей и качественному изменению рынка юридических услуг в целом. Реализация данной инициативы позволит простимулировать развитие национальной деловой активности и повысить инвестиционную привлекательность нашей страны на международной арене.
Договоримся о терминах: о том, кто ты, юрист?
Будет наиболее полезным на законодательном уровне ввести требования к лицам и организациям, деятельность которых связана с предоставлением профессиональных юридических неадвокатских услуг.
Так, помощник юриста должен иметь законченное или незаконченное высшее юридическое образование. У юриста же, помимо образования, должен быть стаж работы по специальности от года, наличие страхования личной профессиональной ответственности и членство в саморегулируемой организации профессиональных участников рынка юридических неадвокатских услуг. У руководителя все тоже самое, что и у юриста, но стаж работы больше – от трех лет. Учредителями юридических компаний и соответствующих профессиональных объединений могут быть: одно или несколько физических лиц; одна или несколько юридических компаний; одно или несколько профессиональных объединений юристов и/или юридических компаний.
Кто не пройдет. О минимальных размерах уставных капиталов организаций
В качестве одной из преград по вхождению на рынок юридических услуг предлагается установить требования к минимальным размерам уставных капиталов организаций. В частности, представляется, что уставный капитал юридического лица, создаваемого с целью оказания юридических услуг, должен быть установлен в размере не менее:
- 500 тысяч рублей при наличии в штате не более пяти работников в должности юриста;
- полутора миллиона рублей при наличии в не более 25 работников в должности юриста;
- трёх миллионов рублей при наличии в штате более 25 работников в должности юриста.
Уставный капитал должен быть оплачен в сумме не менее 80% от общего размера уставного капитала.
О целях и задачах СРО юристов
Для успешной реализации приоритетной цели создания института СРО юристов, связанной с повышением качества оказания юридических услуг в России, в число функций и задач целесообразно включить разработку и установление условий членства, стандартов и правил профессиональной деятельности и этики, а также контроль их исполнения. Также необходимо вести реестр членов СРО с отслеживанием профессиональной деятельности каждого юриста. Нужно контролировать соблюдение требования об обязательном личном профессиональном страховании членов СРО юристов и вести учёт их страховых случаев. Конечно, институт СРО должен рассматривать жалобы на действия членов организации и применять к ним меры дисциплинарного воздействия. Важным считаю ввести механизм гаранта сделки между потребителем и членом саморегулируемой организации и механизм медиация для разрешения возникающих споров в досудебном порядке. Также в сферу внимания института должна входить организация повышения уровня профессиональных знаний своих членов.
Об открытой информации
В реестре членов СРО юристов в отношении каждого участника должны содержаться определенные сведения. Это данные об основном и дополнительном образовании, трудовой стаж по юридическому направлению с указанием всех работодателей, сведения о полисе страхования профессиональной ответственности, а также информация о страховых случаях, если таковые были.
В открытом доступе на сайте СРО юристов должны содержаться сведения о том, с какой даты лицо состоит в СРО юристов, в какой юридической организации работает в настоящее время и на какую сумму застрахована его личная профессиональная ответственность.
При заключении договора на оказание юридических услуг необходимо указывать юристов-исполнителей по договору с указанием их личного номера в реестре саморегулируемых организации или QR – кода со ссылкой на сайт саморегулируемой организации.
Федеральным органом исполнительный власти, уполномоченным на ведение реестра СРО юристов, необходимо определить Министерство юстиции Российской Федерации.
О создании института агентов-регистраторов
С целью регулирования и совершенствования процедур государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных, а также предоставления налоговой отчётности, агенты-регистраторы будут призваны осуществлять следующие виды деятельности:
- подготовка документов для всех видов регистрационных действий по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отправка данных документов в регистрирующие органы ФНС России;
- подготовка документов, связанных со сдачей налоговой отчетности, и их отправка в подразделения ФНС России;
- предоставление услуг третьим лицам по проверке технико-юридических требований заполнения документов, предназначенных для отправки в государственные фискальные органы.
Предлагается аккредитовать агентов-регистраторов при ФНС России, предварительно разработав совместно с заинтересованными органами государственной власти и значимыми общественными деловыми объединениями регламент деятельности агентов-регистраторов. Это позволит агентам наладить эффективное сотрудничество с фискальными органами (в автоматическом режиме), что будет способствовать улучшению работы налоговых органов в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного-двух дней; а также решению актуальной и болезненной для государства и бизнеса проблемы, связанной с «юридическими адресами».
О бесперебойной связи между бизнесом и налоговой службой через агентов-регистраторов
В настоящее время для целей налоговой отчетности и налогового администрирования существует целый ряд каналов связи между предпринимателями и налоговыми органами: почтовые сообщения, портал Госуслуг, сервисы «Контур», «Такском» и другие.
Зачастую эти системы по ряду объективных и субъективных причин дают сбои: письма не поступают или поступают с опозданием. Это приводит к самым серьезным последствиям для бизнеса, например, в связи с неполучением ответа от юридического лица, налоговые органы могут заблокировать хозяйственные операции по расчётному счёту данного лица. Исправить данную ситуацию могли бы агенты-регистраторы. В этой связи предлагается:
- в рамках разработки регламента деятельности агентов-регистраторов установить специальное ПО для целей взаимодействия между агентами-регистраторами и ФНС России;
- определить данное ПО как единственный способ связи между агентами-регистраторами и ФНС Россией с целью однозначного установления факта получения либо неполучения между двумя сторонами сообщений. Уже много случаев, в которых ФНС считает, что отправило то или иное требование, а налогоплательщик не видит это требование, а счет при этом заблокирован.
- использовать данное ПО для получения агентами-регистраторами от ФНС России уведомлений, требований и иных официальных документов, предназначенных для их клиентов – предпринимателей;
- обязать агентов-регистраторов передавать вышеуказанные документы ФНС России в адрес своих клиентов – предпринимателей;
- предоставить возможность агентам-регистраторам и их клиентам –предпринимателям самостоятельно определять каналы и периодичность связи между собой (почтовые сообщения, электронные сообщения, мессенджеры, определять приоритетность каналов связи и определять резервные каналы связи (через родственников) и другие.
По нашей задумке, реестр агентов-регистраторов (аккредитованных при ФНС России) должен находиться в открытом доступе на сайте ФНС России. Взаимодействие предпринимателя с агентом-регистратором должен носить добровольный характер. В случае выбора предпринимателем опции сотрудничества с регистрационным агентом, сведения об агенте, как представляется, должны содержаться в ЕГРЮЛ. При смене агента-регистратора, обязанность по внесению соответствующего изменения в ЕГРЮЛ должна возлагаться на нового агента-регистратора.