«У России есть единственный шанс поднять экономику…»

Светлана Панарина, общественный уполномоченный по вопросам креативных индустрий рассказала Анне Ворониной о том, что планирует делать на новой должности Уполномоченного, какой этап развития переживают креативные индустрии в России, и как, по ее мнению, необходимо использовать первоначальный капитал для бизнеса.

Светлана, совсем недавно вы стали общественным уполномоченным по вопросам креативных индустрий. Чем планируете заниматься?

Планов много. Есть основные вопросы, которым хотелось бы уделить особое внимание.

  1. Восстановление статуса Творческого человека, творческого предпринимателя.

За последние 30 лет отношение к творцам стало ничтожным. В обществе господствует дух денег, все построено вокруг них. Они стали целью, а не инструментом для реализации идей и мечт. Борьба за деньги является основой для войн, а не базой для построения процветающего общества и государства.

  1. Терминология.

Понятие «Креативные индустрии» появилось в России совсем недавно.

Оно еще четко не сформировано и потому вызывает много вопросов и двусмысленных толкований.

В связи с пандемией, для возможности оказания мер поддержки, ВШЭ было дано определение и составлен список креативных индустрий. По всей видимости, в спешке. Однако, внутри индустрий такое определение не принимает полного одобрения. Нам ближе понятие «Креативная экономика», как сектор общей экономики страны, и отрасли, которые её создают, каждая со своим названием. Так же ведутся дебаты по-поводу списка индустрий, создающих Креативную экономику.

  1. Пробелы в законодательстве об интеллектуальной собственности и научный подход к этому вопросу.

Интеллектуальная собственность – основа и хлеб Креативной экономики.

Считаю одним из главных упущений то, что по Законодательству России невозможно получить Свидетельство на Авторское право, на идею или концепцию.

Идея и концепция – это базовый элемент, начало начал – всего, что есть в материальном мире. Но именно она остается вне юридического поля, что приводит к легкому воровству идей, уничижению статуса Творческого человека, а главное – подрыву основ Креативной экономики России.

Сегодня очень легко взять идею, получить на неё Свидетельство за пределами России и там же реализовать. Как результат, автор идеи остается без защиты, наша страна теряет, а другая страна обогащается, развивая свою Креативную экономику.

Россия теряет своих творцов, которые, не находя поддержки и защиты уезжают из страны и реализуют свои идеи в более комфортных условиях.

  1. Платформа – банк идей.

Плачевность ситуации в том, что большое количество авторов очень интересных, уникальных идей, которые могли бы сделать культурный прорыв и привести страну к процветанию, не показывает их, так как не хотят, чтобы идеи были украдены. Чтобы исправить эту ситуацию нужно создать платформу, на которой можно зарегистрировать идею и получить Свидетельство на авторское право.

К этой платформе могут иметь свободный доступ все те, кто хочет их реализовать – государство, бизнес, предприниматели. Это станет прекрасной возможностью для развития МСП в России и увеличению экспорта.

  1. Дом Дизайнеров.

Я бы хотела, чтобы в Москве появился Дом дизайнеров, как в любой уважающей себя стране.

Дома есть у всех творческих направлений – архитекторов, писателей, музыкантов, кинематографистов и т.д., у дизайнеров – нет. В то время, как дизайн – это основная отрасль, которая ориентирована на улучшение качества жизни людей, увеличение прибыли государства и бизнеса, рост Креативной экономики. Это место, в котором могли бы собираться дизайнеры всех направлений, обогащать друг друга, развиваться, обучаться, создавать совместные проекты, проводить выставки, конкурсы, конференции, форумы, да и просто свободное время, находить защиту и поддержку. Это место для встреч дизайнеров и бизнеса. Сейчас я нахожусь в поиске здания для такого дома.

Для понимания вклада дизайна приведу один факт из первой части исследования, инициированного Национальным Институтом Дизайна, и реализованного впервые в России исследовательской компанией «Сетевые исследования» совместно с Союзом Дизайнеров России.

Итоговая текущая емкость рынка дизайна в России равна 1,235 трлн рублей, а потенциальная – 2,26 трлн. По оценкам отдельных экспертов, максимальная цифра по всем сегментам в сумме может достигать 6 трлн рублей.

Креативные индустрии в условиях пандемии потерпели самые большие убытки. Предприниматели столкнулись с вынужденными увольнениями, закрытием и даже банкротством. Какие проблемы волновали креативные индустрии в период самоизоляции?

Такие же, как и большинство других предпринимателей — налоги, зарплата, аренда, приостановление деятельности, отсутствие ОКВЭД у некоторых направлений.

Я была назначена на должность в середине мая, работа по мерам поддержки уже велась. Были внесены предложения, ответы на которые мы ждем до сих пор.

Я знаю, что недавно прошел круглый стол.  Какие вопросы обсуждались? Кто стали участниками?

Я провела первый круглый стол, участниками которого были Президенты союзов архитекторов и дизайнеров, представители креативных кластеров. Он стал началом формирования рабочей группы.

Обсуждали состояние дел на данный момент и перспективы развития.

К сожалению, креативные индустрии получили очень мало помощи или не получили ее совсем. Поэтому выход из кризиса лежит на плечах самих людей, и их творческого подхода к решению проблем.  По сути, надеяться можно только на себя.

Так как креативные индустрии не считаются стратегически важными для экономики страны, они не получили особого внимания и помощи.

Какие решения были вынесены по итогам круглого стола?

Итоги круглого стола отражены в пунктах, о которых я говорила выше.

Так же есть предложение о создании экспертно-консультативного общественного совета из специалистов креативных индустрий в структуре правительства Москвы (по аналогии с Архитектурным Советом при МКА) для принятия участия в формировании заданий, выборе участников, оценке их предложений при государственном и муниципальном заказе всех подведомственных учреждений в их задачах в  креативной сфере.

Светлана, вы, как дизайнер интерьера, что можете сказать о влиянии кризиса на вашу сферу деятельности? Были ли заказы?

По своему опыту (это уже 6-ой кризис для меня) могу сказать, что на количество заказов влияет не столько кризис, сколько отсутствие необходимых навыков и знаний, отсутствие гибкости. Кто-то жалуется на полное отсутствие клиентов, кто-то еле справляется с количеством заказов.

Во время кризиса я вела несколько частных проектов, занималась ребрендингом и расширением возможностей студии, расширяла команду.

Студия выполняет полный цикл работ. Для частных заказчиков — от идеи до новоселья. Для заказчиков общественных пространств, мы расширили спектр услуг, и теперь предлагаем – от концепции и ее реализации до создания бренда и его продвижения. То есть уже в самом начале мы нацелены не только на красоту и привлекательность пространства, но и на экономический результат.

Дорабатывала концепцию нового формата для отелей, которую я презентовала на выставке «BATIMAT» в этом году – «Отель для сообществ».

Помогала и продолжаю выстраивать Личные бренды предпринимателям.

Стала Общественным уполномоченным, и мое новое положение теперь забирает то небольшое количество свободного времени, которое у меня оставалось.

Так что во время пандемии я могла только наблюдать, как другие люди распоряжались своим свободным временем.

Что сподвигло вас заняться общественной работой?

Моя личная боль как автора идей и концепций. Сработало предчувствие, что настало время перемен и сейчас действительно можно что-то изменить в лучшую сторону.

Желание быть полезной людям. Если предположить, что 10% от всего населения России — люди творческих профессий, это более 14 млн людей. Их боли мне знакомы.

Хотелось бы способствовать развитию креативной экономики в России через научный подход к этому вопросу.

А также налаживанию диалога между предпринимателями и государством. Ведь творческие люди и управленческий аппарат зачастую говорят на разных языках.

Светлана, расскажите, как работники креативных индустрий могут повысить выручку после открытия? Может, настало время для новых проектов?

Кризис – это время новых возможностей и прорывов.  Это хорошая встряска, которая заставляет человека вырваться из повседневной суеты, гонки, стереотипов. Главное не унывать, а искать новые пути и решения. Для предпринимателей – это в общем обычное дело. А для творческих тем более.

Конечно, было бы большим подспорьем, если бы государство повернулось в нашу сторону. Как примерно 100 лет назад Россия дала миру Конструктивизм. Сделано это было по заказу партии. Партия дала задание, народ сделал.

И сегодня государство может дать заказ, а мы его поддержим!

Как вы считаете, стоит ли открывать свое дело в сфере креатива сейчас, по сути, на развалинах?

Я бы не стала так критично заявлять – «на развалинах». Уходит одно, приходит другое. Всегда что-то разрушается, что-то создается – это закономерный процесс. Шокирует он тогда, когда приходит неожиданно. Можно немного погрустить и начать искать новые ходы и решения. Возможностей много, главное быть к ним открытыми.

Этот кризис, как никогда, учит нас единению. Мир и вещи становятся сложнее, они требуют комплексного подхода, соединению людей разных специальностей. Создание таких команд позволяет браться за более интересные и объемные проекты.

Интернет и цифровые технологии позволяют заявить о себе творческим людям, где бы они не находились, производителям интеллектуального контента распространять и монетизировать его практически без границ.

Государство могло бы способствовать развитию таких офлайн и онлайн платформ, что способствовало бы активному продвижения креативной продукции и интеллектуального контента.

Мое устойчивое мнение, что будущее за креативными индустриями. Поэтому, конечно, стоит.

И напоследок, дайте совет тем, кто только начинает свой профессиональный путь в данной стези: как использовать первоначальный капитал грамотно?

Начинающие в творческих профессиях редко думают о капитале и редко имеют его. Обычно людьми движет огромное желание творить. И это то, чтобы они с удовольствием делали бы и не за деньги.

Я бы посоветовала начинающим найти мастера, поработать рядом с ним и нарастить свой профессионализм. Ни в коем случае не влезать в долги и кредиты.

А если есть капитал, то в первую очередь вложить его в знания. Так как вкладывая капитал в дело, вы становитесь предпринимателем, и вам необходимо уметь разбираться в бизнес-процессах и выстраивать их.

Другой способ – собираться в команды, объединять знания, умения, навыки, ресурсы. Создавать стартапы, привлекать инвесторов.

Еще один способ (очень актуальный сегодня) – это создание личного бренда. Под этим я подразумеваю не столько раскрутку Инстаграм аккаунта, с чего сейчас многие начинают. А с глубинной проработки основы – это самая сложная часть, и мало кто этому действительно учит. Это наиболее ценное вложение, и очень интересный путь для роста, признания и монетизации своих умений, навыков, талантов.

И на сегодняшний день Личный бренд помогает защитить и продвинуть бренд ваших товаров и услуг и является единственным защитником ваших идей в России.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.