В рамках проекта «Мнение эксперта» мы продолжаем знакомить дорогих читателей с лучшими практиками российского и зарубежного GR-менеджмента, а также с теми, кто создает эти практики. Сообщество в очередной раз узнало имена лучших директоров по отношения с органами власти по версии Ассоциации менеджеров и издательского дома «КоммерсантЪ» и мы беседуем с лучшими представителями профессии, чтобы из первых уст узнать секреты профессионального мастерства, а также о современных трендах и перспективах.

Сегодня нашим гостем стал Виталий Жигулин — директор департамента по взаимодействию с государственными органами и общественными организациями «Coca-Cola HBC Россия», который номинирован в отрасли «Сервис и производство потребительских товаров». Немногие знают, что Виталий также является кандидатом юридических наук и преподает в ведущих российских университетах.

— Добрый день, Виталий! Ты стал одним из лучших директоров по отношениям с органами власти в отрасли «FMCG» рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» и это не первое твое попадание в рейтинг. До того, как присоединиться к команде Coca-Cola HBC Россия, ты отвечал за связи с органами власти в таких компаниях как SAP и GE. Как тебе удается добиваться успеха в GR в таких разных отраслях?

— В начале своей карьеры в GR я для себя определил, что хочу развиваться за счет приобретения новой экспертизы в разных отраслях, которые вызывают у меня профессиональный интерес с точки зрения бизнес-модели и подхода к управлению регуляторными рисками. Таким образом, в копилке появилась банковская сфера, IT сектор, e-commerce, FMCG сектор. В каждой из этих областей мне безусловно пригодилось наличие юридического образования, знание GR-технологий и конечно «секретный» ингредиент – это те уникальные люди, которые оказывались рядом, поддерживали, делились своими знаниями, энергией, опытом.

— Есть ли специфика GR-функции в иностранной компании? Есть ли различия с отечественными компаниями?

— Это интересная тема и она достойна отдельного интервью или даже книги. Транснациональная компания, с многолетней историей, как правило, хорошо умеет работать с регуляторными и политическими рисками на разных рынках. При этом, в таких компаниях действуют более строгие корпоративные политики и процедуры, в том числе, области   деловой этики. Еще одна особенность, которую я бы выделил, касается доступа к законотворческой практике, различным кейсам и опыту разных стран, благодаря чему GR-специалисту, работающему в транснациональной компании, проще выявлять тренды регулирования в своей отрасли, апеллировать к более сбалансированному или передовому подходу в регулировании.

— Coca-Cola глобальная компания и GR-специалисты компании работают на всех континентах, кроме Антарктиды. Какая на твой взгляд специфика Российской Федерации и постсоветского пространства с точки зрения выстраивания цивилизованного взаимодействия с органами власти? Какие общие черты и отличия у российской модели взаимодействия с органами власти по сравнению с другими странами (в т.ч. на евразийском континенте)? Похожа ли эта модель на модели других стран? Какая страна нам ближе всего?

— Россию очень сложно сравнивать с другими странами применительно к GR деятельности, у нас и здесь свой уникальный путь. С одной стороны, сфера GR в России относительно новая, становление этой профессии пришлось на начало 2000-х годов. При этом наша страна с точки зрения влияния государства на ведение бизнеса и уровня регуляторного давления является одной из самых сложных в мире. Это обусловлено и особенностями устройства современной политической системы, и сложной, многоуровневой правовой системой – регуляторная политика формируется как на федеральном и региональном, так и на наднациональном уровне.

 Coca-Cola известна своим активным участием в реализации глобальных проектов, в том числе целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года. Как это помогает в выстраивании долгосрочных отношений с органами власти в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?

— Вопросы устойчивого развития для нашей компании это, в первую очередь, ДНК нашей компании, философия ведения бизнеса. В нашем отчете об устойчивом развитии за 2019 год мы определили 15 ключевых шагов, позволяющих нашему бизнесу стать устойчивее и принести пользу стране и обществу. Практически каждый блок связан с взаимодействием с нашими стейкхолдерами, включая государственные органы власти.

Для иллюстрации я бы отметил 2 значимых блока – это охрана окружающей среды и сбалансированное питание. Экологический трэк основан на нашей глобальной стратегии «Мир без отходов» и всероссийской программы «Разделяй с нами», в развитие которой, в частности, в 2019 году мы подписали соглашение в Республикой Татарстан. Это дало старт проекту «Город без отходов» в Казани, концепция которого предполагает, что все отходы отправляются на переработку и получат вторую жизнь, благодаря чему у города нет мусорного следа.

Второй важный трэк касается ответственного потребления и сбалансированного питания. Как ты помнишь, вопросы так называемого «ЗОЖ-регулирования» многократно обсуждались на площадке РСПП, благодаря чему всем участникам удалось прийти к определенному консенсусу. Мы, в свою очередь, взяли на себя ряд добровольных обязательств и последовательно реализуем в России инициативы по снижению калорийности нашей продукции, а также в 2019 году поддержали инициативу Роспотребнадзора по введению добровольной цветовой маркировки «светофор». Подобные инициативы в области саморегулирования мы стремимся развивать и в рамках нашей индустриальной ассоциации Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН). Другие блоки, содержащиеся в нашем отчете об устойчивом, также не менее значимы для выстраивания взаимодействия с государственными органами, например, в части увеличения доли закупок сельскохозяйственного сырья в соответствии с принципами устойчивого развития и другие.

— Приведи пожалуйста примеры глобальных проектов компании в России, которые реально помогли GR-функции?

— Практически каждая наша инициатива помогает укреплять репутацию компании и выстраивать диалог с ключевыми стейкхолдерами. Это, в первую очередь, проекты, реализуя которые мы добровольно берем на себя повышенные обязательства. Как ты знаешь, сейчас активно обсуждается на площадке Минприроды и других ведомств проект Концепции расширенной ответственности производителей (РОП). В диалоге с регуляторами по поводу будущего проекта Концепции РОП безусловно нам помогает накопленный опыт реализации  флагманского экологического проекта Coca-Cola «Разделяй с нами», в рамках которого с 2016 года  установлено более 6500 контейнеров для раздельного сбора в 55 городах, а также участие в создании первой в FMCG сфере ассоциации коллективной ответственности «РусПРО».

Какие глобальные GR-тенденции ты видишь в современном мире?

— Есть тренды, которые не являются новыми, но в текущих условиях они существенно усилились. Это рост регуляторного давления на бизнес в целом. Вторая тенденция, касается снижения качества нормотворчества и одновременно увеличение скорости принятия решений.

Ряд выводов нам еще предстоит сделать в связи с пандемией. Ситуация с распространением COVID-19 показала, насколько бизнес уязвим, ряд секторов оказался не готов работать с государством в таких условиях. Особенно это заметно в тех отраслях, где не была ранее сформирована культура GR, не было создано консолидированных площадок в формате бизнес-объединений, отсутствовала работа с региональными органами власти.

— Вернемся к национальному регулированию. В текущем году отрасль безалкогольных напитков столкнулась с предложением начать маркировку упакованной воды. Мы знаем, что предложения вызвало неоднозначную реакцию со стороны производителей. Есть ли прецеденты маркировки упакованной воды (в т.ч., продукции Coca-Cola) в других странах? Участвует ли Coca Cola в эксперименте по маркировке своей продукции?

— Вопрос внедрения маркировки контрольно-идентификационными знаками безусловно уже является хрестоматийным. И реакция производителей имеет очень серьезные основания – это сырая и дорогостоящая система, целесообразность которой в принципе вызывает много вопросов. Расширять такую маркировку, на мой взгляд, можно только при наличии запроса со стороны конкретной индустрии, с учётом ее экспертной оценки, отражающей, в частности, технологическую специфику производства. Ряд отраслей, в которых такая маркировка уже является обязательной, сейчас фиксируют негативные последствия. Мы это видим, в частости, на примере фармацевтической отрасли. При этом, успешных аналогов такой системы, которую предполагается реализовать в России, в других странах нет.

Касательно нашей индустрии, то действительно в апреле 2020 года Правительством было принято решение о проведении добровольного эксперимента, в том числе, в отношении упакованной воды. Наша компания в данном пилоте участия не принимает, а позиция в отношении маркировки отражена как в предложениях, подготовленных экспертами в рамках Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу, так и в рамках нашей индустриальной ассоциации СПБН.

— Какие другие стратегические вопросы ты считаешь важными для отрасли в настоящее время, которые заслуживают внимания?

— Для GR отрасли важно, чтобы наша страна по такому индексу как качество государственного регулирования перестала быть в нижней части среди стран мира. Российское GR сообщество уже достаточно зрелое, чтобы вносить свой вклад в достижение этой цели, но работы впереди у всех участников еще очень много.

— Какие инструменты в продвижении интересов отрасли в органах власти вы считаете самими эффективными в России и в мире и почему? Твои коллеги в других дивизионах используют эти же инструменты?

— Сильных различий в части GR технологий я не отмечаю, но безусловно есть разница в работе самих государственных институтов. В России и других странах для продвижения интересов отрасли важную роль играют бизнес-ассоциации и их способность консолидировать позиции ключевых игроков рынка. Приятно отметить, что в России есть множество примеров консолидации нескольких отраслей – кейс с внедрением маркировки является одним из таких примеров.

 Как структурно организована работа GR-подразделения? Какую структуру ты считаешь оптимальной?

— Оптимальная структура GR функции должна корреспондироваться с бизнес-моделью компании и регуляторными рисками, влияющими на достижение ее стратегических целей. Coca-Cola HBC Россия представлена 10 заводами от Санкт-Петербурга до Владивостока, поэтому наша GR команда состоит из 2 региональных GR менеджеров, отвечающих за огромную территорию – всю европейскую часть России и регион Урал, Сибирь и Дальний Восток, а также 3 сотрудников в центральном офисе. Структура достаточно компактная, но в ней нам удалось собрать людей с уникальной экспертизой, что позволяет  фокусироваться на довольно широком спектре вопросов – это регулирование в области налогообложения, логистики и транспорта, торговли, экологии, земельно-имущественных правоотношений, различных видов маркировки продукции, а также всего, что относится к packaging waste regulation (вопросы регулирования отходов всех видов упаковки, используемой нашей компанией).

Какие требования ты предъявляешь к своим сотрудникам?

— Самое главное «требование» — это желание профессионально развиваться в области GR, наращивать свою экспертизу и помогать в этом другим членам команды. И, конечно, важен высокий уровень энергии и позитивный настрой – без этого в нашей профессии делать нечего.

Справка

Жигулин Виталий Викторович

Кандидат юридических наук.

В 2003 году окончил юридический факультет, в 2007 году – аспирантуру Российского государственного торгово-экономического университета.

Отвечал за GR в российских и транснациональных корпорациях, таких как GE Capital, SAP CIS, Huawei Technologies. В период с 2013 по 2015 год являлся Исполнительным директором Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

С июля 2016 года по настоящее время – руководитель Департамента по взаимодействию с государственными органами и общественными организациями ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

Беседовал Денис Вечернин

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.