Марышев Павел: «Завершение строительства Северного Потока-2 находится под большим вопросом»

Северный Поток-2 находится в завершающей стадии строительства, но на пути у «ГАЗПРОМА» и миноритарных инвесторов встали американские санкции, отказ швейцарских страховщиков обеспечивать поддержку проекта, возражения немецких экологов и потенциальный кризис потребления природного газа в Европе.

Газовая эпопея под названием «Северный Поток-2» захватила авангард инвестиционной политики отечественного нефтегазового гиганта еще в 2016 году. Уже тогда, в силу значительного количества политических факторов, будущий трубопровод вызывал много вопросов у экспертов нефтегазовой отрасли. Необходимость инвестирования, без малого, 10 млрд евро в газопровод-дублер при наличии первой версии Северного Потока, Украинского и Белорусского транзитных окон выглядело, как минимум, неоднозначно. «ГАЗПРОМ» последовательно продолжает прилагать все возможные усилия для окончательной реализации проекта и запуска дополнительных газовых мощностей в западном направлении, несмотря на осложнение международной обстановки в части санкций и значительного ослабления газа на европейском рынке энергоносителей.

Северный Поток-2 изначально являлся мертворожденным проектом. У Европы нет необходимости в дополнительных газовых мощностях. Существующие объемы покрывают весь спрос. Кроме того, в качестве соперников для российских экспортеров на европейском рынке энергоресурсов выступает Азербайджан с относительно дешевым газом и компании, активно развивающие проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии. Помимо этого, в уме необходимо держать фактор американских санкций, который с самого начала обесценивал все усилия российской энергетической дипломатии в отношении СП-2.

Напомню, СП-2 задумывался как глубоко политизированный проект. Его экономическое обоснование лежит далеко за пределами топливно-энергетической плоскости. Немудрено, ведь энергетическая дипломатия, традиционно, является одним из ключевых направлений российской внешнеполитической деятельности.

Для полноты картины обратимся к предпосылкам для реализации проекта дополнительного трубопровода в западном направлении.

Во-первых, на фоне кризиса в отношениях с Украиной Российское руководство поставило цель избежать необходимости заключения транзитного договора со своим западным соседом. На сегодняшний день соглашение сроком на пять лет заключено. Соответственно, первая задача – не решена.

Во-вторых, строящийся газопровод должен был ускорить экспансию российского газа на европейский рынок не столько за счет поставки дополнительных объемов газового топлива в газораспределительную сеть Европейского Союза, сколько за счет укрепления зависимости топливно-энергетического комплекса ФРГ от относительно дешевого российского топлива. К слову, европейский рынок, в целом, на сегодняшний день потребляет газа меньше, чем Россия могла бы поставить с учетом уже имеющихся каналов. СП -2 в данном свете выглядит как потенциально сильный инструмент установления крепких связей с экономическим и политическим центром Евросоюза – Германией, но не дотягивает до статуса приоритетного проекта для наших европейских партнеров.

Третьей причиной строительства обозначенного газопровода является стремление российского руководства вытеснить американский сжиженный природный газ из западной Европы. На фоне политической турбулентности в Штатах, «экологичности» команды Байдена и значительного увеличения стоимости американского газа данная сторона вопроса выглядит для российских стейкхолдеров вполне радужно.

Точнее, выглядела бы в случае наличия возможности для завершения строительства СП-2. Об обратном говорят факты. До берегов Германии и европейской газораспределительной сети барже-трубоукладчику «Фортуна» осталось пройти 125 километров – 5% от всего первоначального маршрута. Несмотря на то, что Дания, в чьих территориальных водах проходит остаток газопровода, не против возобновления строительных работ, существует ряд препятствий, которые «ГАЗПРОМ» вряд ли сумеет обойти.

Немецкие компании-защитники окружающей среды Союз охраны природы и биоразнообразия (Naturschutzbund Deutschland) и Немецкая экологическая помощь (Deutsche Umwelthilfe) выступили с требованием отозвать у компании-прокладчика труб мандата на проведение работ в балтийском море. Немецкие чиновники вынуждены запретить возобновление строительства до того момента, пока претензии экологов не будут рассмотрены в надлежащем порядке.

Кроме того, швейцарская страховая компания Zurich Insurance, которая изначально была заявлена как основной страховой агент, обеспечивающий сопровождение строительных работ для СП-2, под угрозой наложения американских санкций отказалась от участия в проекте. Фактически, строительные работы не обеспечены надлежащим страховым балансом и ведутся российской проектной организацией на свой страх и риск. В случае непредвиденных обстоятельств все финансовые издержки лягут непосредственно на исполнителя.

По мнению многих экспертов, сложившаяся ситуация может повлечь выход европейских инвесторов из проекта, что, в свою очередь, станет причиной значительного снижения заинтересованности со стороны европейских стейкхолдеров (основными миноритарными инвесторами в СП-2 являются именно европейские холдинги и инвестиционные фонды) и еще более радикального отказа в сотрудничестве по проекту СП-2 со стороны наших западных партнеров.

Так или иначе, Северный Поток-2 не достиг первоначальных целей. Единственная задача, которая может быть отмечена как частично выполненная – это вытеснение американского сжиженного природного газа с европейского рынка, и то – с упреждением на экспортную и энергетическую политику обновленного Белого дома. Даже в случае благополучного завершения строительства Северного Потока-2, инвестиции, вложенные в трубопровод, уже, можно сказать, «вылетели в трубу»: у европейцев нет ни желания, ни потребности бодаться с американскими санкциями ради дополнительных объемов российского газа, потребность в котором с течением времени, по прогнозам специалистов, будет лишь уменьшаться в силу динамичного развития «зеленой энергетики» в странах Европейского союза. Остается надеяться на мудрость руководства «ГАЗПРОМА»: возможно, они смогут найти выход из сложившейся ситуации и превратить СП-2 в действительно высокомаржинальный проект.


Марышев Павел – руководитель GR-практики в инжиниринговой компании «Энергия Плюс». Аспирант кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления. Аналитик нефтегазового рынка.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.