На недавнем совещании «Единой России», посвященном газификации российских регионов, глава «Газпрома» Алексей Миллер предложил интегрировать в систему ценообразования газовой отрасли механизм «котлового подхода», при котором, как утверждает спикер, появится возможность сбалансировать энергетическую компоненту бюджетной наполняемости субъектов федерации.
Очередная инициатива Миллера, уже традиционно, игнорирует экономические и финансовые предпосылки, оставляет вне поля принятия решения интересы абонентов, региональных политических элит и истеблишмента в угоду федеральному центру. Попытка смешать регионы в единый бюджетный «котел» — очередная попытка использовать Газпром в качестве инструмента политического давления.
Под механизмом «единого котла», заимствованного и успешно используемого в смежной – электроэнергетической – отрасли подразумевается следующий механизм формирования тарифов на топливо: до начала календарного года орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта федерации собирает с ГРО предложения о размере тарифов. Из этих предложений, содержащих необходимую валовую выручку формируется необходимая валовая выручка региона. Это так называемый котел. Чтобы котел наполнился, РЭК региона рассчитывает и утверждает единые (котловые) тарифы с разбивкой по объемам потребления. Все потребители одного уровня в регионе оплачивают услуги по передаче газового топлива по одинаковым тарифам вне зависимости от того, к сетям какой газораспределительной организации они подключены. Далее возникает вопрос как этот котел делить между ГРО, и кто будет его наполнять, то есть получать от потребителей деньги.
Такой формат ценообразования Миллер предлагает поднять на уровень субъектов федерации. Иными словами, «бюджетный котел» будет включать общую прибыль всех ГРО по стране (стоит отметить тот факт, что единственной сколь-либо значимой газораспределительной организацией в России, на сегодняшний день является именно «Газпром» с когортой своих региональных «дочек», занимающихся распределением газа среди абонентов) и, что самое главное, непосредственно влиять на ее распределение между регионами и ценообразование первого порядка. Таким образом, федеральный центр через ФАС и «Газпром» получит возможность дополнительного перераспределения бюджетных средств, которые, согласно текущему дизайну налогового законодательства, находятся в юрисдикции властей субъекта федерации.
При таком подходе текущие власти регионов утрачивают безоговорочный контроль за поступлением значительного объема бюджетных средств. Можно с большой уверенностью говорить о том, что объемы перераспределяемого финансового потока для каждого региона будет определяться не реальным положением вещей, не объективными экономическими показателями, а политической повесткой и степенью лояльности текущей политической элиты региона к политике партии. Таким образом, энергетический вопрос, который и ранее лишь издалека был похож на историю сугубо прикладной, теперь имеет возможность увязнуть в политической конъектуре.
Основными аргументом «за» внедрение «котлового» подхода в процесс ценообразования, по мнению спикера, является возникающая возможность перераспределить доходы ГРО (потенциальные налоговые доходы бюджетов субъектов федерации) между субъектами федерации: условно, забрать часть финансового потенциала из регионов с развитой газовой структурой и отдать эту часть субъектам федерации, нуждающимся в значительных инвестициях в создание и оптимизацию дополнительных газораспределительных мощностей.
Кроме сугубо политических мотивов, которые, несомненно, лежат в плоскости увеличения бюджетной зависимости субъектов федерации от федерального центра и увеличения бюджетного голодания и политической миноритарности региональных политических элит, в анонсированной инициативе невооруженным глазом можно идентифицировать попытку «Газпрома» оптимизировать свои издержки на процесс газификации регионов, который, в силу ряда факторов, может оказаться крайне нерентабельным проектом с далеким горизонтом выхода на стабильный денежный поток. Свою роль здесь сыграла и «зеленая драма», разыгрывающаяся сегодня на энергетическом и политическом рынках Европейского союза. «Газпром» нуждается в активизации своей внешнеполитической и экспортной деятельности, адаптации к надвигающимся переменам в дизайне европейского рынка потребления энергоресурсов. В коем то веке мертворожденный проект глобального газопровода может, в конечном итоге, стать опорой отечественного экспорта молекулярного и газового топлива в ЕС, который, по-видимому, серьезно настроен перевести экономику на безуглеродное существование. В свете таких событий «Газпром», вполне вероятно, ищет возможности по уменьшению доли газификации внутреннего рынка в структуре своего инвестиционного плана в пользу технологической адаптации к будущему международного энергетического рынка.
Марышев Павел – эксперт нефтегазового рынка, руководитель GR-практики инжиниринговой компании «Энергия Плюс».