Мера обсуждается в рамках борьбы с брошенными вредными производствами, сообщает РБК. Как могут реализовываться ограничения и каких компаний это коснется?
В правительстве предложили ограничить выплату дивидендов для неэкологичных компаний. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила разработать соответствующий механизм до 1 марта, сообщает РБК.
Цель инициативы — за счет прибыли компенсировать экологический ущерб и предотвратить появление брошенных вредных производств, таких как Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат или завод «Усольехимпром» в Иркутской области, производивший хлор и карбид кальция. На обоих предприятиях много лет оставались склады вредных отходов, загрязняющих окружающую среду.
Дискуссия о проблемах экологии в России обострилась и после разлива дизтоплива под Норильском в мае прошлого года. Из-за аварии «Норникель» заплатит крупнейший в российской истории экологический штраф в 146 млрд рублей.
Ничего нового в инициативе нет — просто впервые все сформулировано в виде закона, комментирует руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
— Подобное прямое прочтение, конечно, очень нервирует инвесторов, потому что все понимают, что в любой момент большому количеству российских компаний могут быть предъявлены претензии по природоохранной части и это может повлечь за собой нежелательные выплаты. Но всегда подобные ущербы компенсировались компаниями за счет чистой прибыли, то есть за счет акционеров. Поэтому сейчас просто правоприменительную практику приводят в соответствие с законодательством.
— Как ограничения будут реализовываться и как это может повлиять на инвестиционную привлекательность?
— На самом деле основной удар по инвестиционной привлекательности нанесло дело «Норильского никеля», потому что государство продемонстрировало, что готово предъявлять очень серьезные претензии к пользователям природных недр. Что касается крупных компаний, очевидно, что в меньшей степени это нововведение повлияет на нефтегазовый сектор, особенно на госкомпании, потому что госкомпании обязаны по закону перечислять до 50% прибыли в качестве дивидендов, к ним это в меньшей степени будет применяться. Частным компаниям следует чуть больше опасаться за потенциальные убытки, которые могут возникнуть для акционеров. Сказать, что это однозначные потери для российского бизнеса, нельзя. Просто теперь риски экологических катастроф будут немножко по-другому переоцениваться, будут также учитываться при подготовке инвестиционных заключений от компаний, и, конечно, это в какой-то степени будет немножко снижать их инвестиционную привлекательность, потому что многие бизнесы длительное время закрывали глаза на вопросы экологической безопасности. Но в целом я считаю, что потенциал влияния не превысит 5%, потому что все-таки у нас работают надзорные органы и в целом бизнес ведет себя достаточно ответственно в части экологии.
Ограничение дивидендов — это излишняя мера, считает председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.
— Все работает. А вмешиваться в механизм рынка через механизм дивидендов — это излишняя мера, это будет очень сильно влиять на рыночную капитализацию и на возможность компаний привлекать деньги для своего развития, какой-то модернизации. Зачем это делать? Все очень просто. Если компании плохо проводят политику безопасности, возникают какие-то проблемы или Роспотребнадзор видит эти проблемы заранее. От экологических катастроф никто не застрахован, если даже надзор очень хорошо работает. И в этих случаях самое важное — существование механизма, который возмещает ущерб. Экспертиза, суд и компании это делают. Просто нужно, чтобы это все очень хорошо работало.
— Наш собеседник сказал, что это и так присутствует в той или иной мере в практике функционирования компаний, теперь просто законодательно пропишут.
— Если существует, то и хорошо. Зачем еще законодательно что-то прописывать? Потому что законом будут пользоваться совершенно иначе, чем практикой. И до сих пор эта практика на самом деле сильно не мешала тому, чтобы компании все-таки решали сами, как платить дивиденды с учетом того, что с них взыскивают огромные миллиарды. Они же это решают. Вот «Норильский никель» уже сказал, что эти штрафные санкции скажутся на дивидендах, выплачиваемых компанией. Хороший пример. Вмешательство государства в частный бизнес. Считается, что это лучше, а я считаю, что это хуже. А для экологии будет так же, вот увидите.
Привязывать право на получение доходов от деятельности компании с экологическим правом — это конституционное нарушение, считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
Алексей Карпенкоадвокат, старший партнер компании Forward Legal«Я очень надеюсь, что речь идет о громком газетном заголовке и что за этим не стоит реальное намерение ограничить выплаты дивидендов компаниями, которые имеют те или иные экологические нарушения. Одним из базовых принципов права не только в России, но и во всем цивилизованном мире является разделение отраслей. Условно говоря, в случае экологических нарушений штрафы и иные наказания должны следовать исключительно по линии экологического права в соответствии с установленными законом процедурами. И смешивать такие вещи, как права на доходы от деятельности компании, то есть сферу гражданского предпринимательского права, с правом экологическим — это грубейшее конституционное нарушение. Это нарушение прав бизнеса на извлечение дохода. У государства есть другие рычаги для того, чтобы проверять бизнес на нарушение любого рода норм: экологических, санитарных, пожарных и так далее. Если мы говорим о мировом опыте, мне ничего не известно о том, чтобы в какой-либо стране мира экологические нарушения увязывались каким-то образом с ограничением прав акционеров на получение дивидендов. Гигантские штрафы — пожалуйста, это происходит сплошь и рядом: и в Европе, и в США, и в Азии, с этим никто не спорит. И в этом смысле недавний пример с «Норникелем» абсолютно укладывается в эту общемировую практику и логику применения экологических законов».
Осенью власти отказались от идеи создать компенсационные фонды и специальную госкорпорацию, которая занималась бы ликвидацией последствий экологического ущерба от промышленных предприятий. Однако на рассмотрении остались три варианта финансирования этой деятельности: создание резервных фондов собственников опасных предприятий, обязательное страхование таких объектов и использование бюджетных денег, накопленных за счет поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду, отмечает «Коммерсантъ».
Источник:BFM