Леонид Борзенков, руководитель мастерской Архитектурного отдела ОАО «Метрогипротранс», главный архитектор многих станций московского метро и участник AlumForum 2021 озвучил возможности алюминия в декоре и облицовке современных станций метро.
Все больше в строительстве и декоре станций используют алюминий, ведь он легок, хорошо держит форму и рынок предлагает разнообразные фактуры и оттенки. Есть ли еще преимущества у алюминия в транспортной инфраструктуре?
— Конечно. Во-первых, алюминиевые панели и профили позволяют создавать крупноформатные элементы, а это к тому же ускоряет процесс монтажа и демонтажа. Во-вторых, алюминий – пластичный материал, с помощью которого можно создавать гнутые формы и изготавливать сложные поверхности. Помимо этого, он стойкий, долговечный и практически негорючий, что особенно важно для транспортной инфраструктуры. Класс пожароопасности изделий из него от КМ1до КМ0.
В каком стиле строится сегодняшнее метро? Какую тональность задает алюминий образу современных станций метро?
— Алюминий – продукт высоких технологий, как раз поэтому он хорошо вписывается в хай-тек, которому соответствуют наши новые станции. Этот материал лаконичен в использовании и задает футуристическую тональность, что соответствует транспортной тематике.
Благодаря чему облик новых станций метро с использованием алюминия защищен от вандализма?
— В зоне досягаемости пассажиров, при производстве панелей, на поверхность алюминия наносится финишным слоем специальный антивандальный лак. Таким образом, очистить поверхность от любой краски становится довольно легко.
Не будут ли все новые станции похожими друг на друга из-за типовой природы станций? Широки ли возможности дизайна с применением алюминия?
— Нет, не будут похожими, поскольку у алюминия отличные пластические свойства, с ним можно экспериментировать и задавать ему совершенно различные формы. Помимо этого, на него хорошо наносится печать изображений. На многих новых и строящихся станциях мы таким образом уже сделали рисунки на алюминиевых панелях. Раньше нанесение изображение на любую поверхность было трудоемким процессом и всегда это была ручная работа художника: будь то фреска, мозаика или рисунок на керамической плитке. Сейчас современные технологии позволяют легко и просто нанести долговечную печать, которая будет устойчива к воздействию моющих средств и агрессивной среде, а разнообразие рисунков – велико. Это может быть отсканированный рисунок художника, компьютерная графика или даже фотография. Замечу, что особенно привлекательно печать выглядит на масштабных элементах — крупноформатных панелях.
Какие станции метро иллюстрируют как раз эту возможность наносить изображения на алюминий?
— Сейчас печать на алюминиевых панелях вы можете увидеть на многиих новых станциях Московского метрополитена: на линии БКЛ от Шелепихи до Савеловской, на станциях Мичуринский проспект и Лефортово, на строящихся станциях: Стромынка, Пыхтино и Внуково.
Для чего еще в метро можно использовать алюминий, помимо отделки станций?
— Основные его функции, с которыми он отлично справляется в строительстве метро, это, все же, отделка. Алюминиевые профили – важный элемент витражных конструкций и во многих случаях они не заменимы. Также очень хорошо себя зарекомендовали алюминиевые кровельные системы типа KalZip или ему подобные, которые позволяют выполнять без стыков сложные кровли, особенно с криволинейной поверхностью. В конструктивном плане в строительстве алюминий не заменит сталь или железобетон, а вот тенденция использования алюминия в облицовке метро будет продолжаться и развиваться.
Может ли сегодня алюминий стать одним из главных материалов для декора станций метрополитена?
— Может и уже стал. Натуральный камень и алюминий – это 2 самых главных элемента, которые сейчас присутствуют в отделке новых станций. Новые технологии позволяют делать более интересные панели и идти на смелые решения.
Как на Ваш взгляд будут выглядеть станции в скором будущем?
— Сложно предположить, ведь инновационные технологии развиваются каждый день и в свою очередь побуждают нас к каким-то новым решениям. Но в архитектуре бывает и так, что мысль идет впереди технологий, и приходится на какое-то время отступать назад, поскольку идеи невыполнимы. Потом уровень развития технологий достигает возможности воплотить все замыслы, и мы беремся за их реализацию. Творчество и технологии – взаимосвязанный процесс. Действительно сложно предположить все изменения, которые нас ждут. Ведь, например, лет 15 назад мы про светодиодные светильники и не говорили, а сейчас они заменили практически все ламповые и люминесцентные. Теперь стали изготовляться алюминиевые панели со встроенными в них сразу разнообразными светодиодными светильниками и в метро уже появляются такие примеры. Все может измениться довольно быстро, а мы в свою очередь стараемся внедрять самые последние инновации и создавать интересные объекты и пространства.