Особенности национальной энергетики. Возобновляемые источники энергии и «водородный потенциал» российского экспорта

Современное состояние мирового энергетического рынка определяется, в первую очередь, крупномасштабными трансформационными процессами, неразрывно связанными с «зелеными» идеями в энергетике. Крупнейший мировой трендсеттер – Европейский Союз – в контексте реализации принятой в 2021 году программы «Fit for 55» создает институциональные и правовые рамки для перехода экономики на низкоуглеродные рельсы. Создавая такого рода прецедент, европейские политики, пользуясь доминантным экономическим положением, формируют альтернативный рынок энергетических ресурсов, за рамками которого остаются традиционные энергоносители: нефть, природный газ и уголь. Российская Федерация в свете динамично меняющегося рынка оказалась в ситуации необходимости определения наиболее рационального поведения, в первую очередь – в плоскости энергетики и экспорта сырьевых ресурсов.

Абсолютное большинство российских и неангажированных западных экспертов рассматривают «зеленую» повестку как, во-первых, попытку создать дополнительное конкурентное преимущество для европейских промышленников, чьих финансовых возможностей, подкрепленных поддержкой со стороны ЕС, вполне достаточно для безболезненной трансформации производственных моделей.  Во-вторых, энергопереход, с высокой долей вероятности, станет серьезным шоком для рынка, того самого рынка, который еще не успел восстановиться от коронавирусной турбулентности. В-третьих, постоянное стремление радикально отказаться от надежных энергоносителей, являющихся гарантами стабильности европейского энергетического баланса, ставит западных коллег в ситуацию дефицита и искусственного, квазирыночного, скачкообразного рынка цен.

«Активное продвижение «зеленой» повестки может крайне негативно сказаться на энергетическом балансе ЕС на фоне политических разногласий между Москвой и Европейским Союзом, в том числе из-за санкций в отношении газопровода «Северный Поток – 2». Возобновляемых источников энергии, как показывает практика, европейской экономике не хватает. Американский сжиженный природный газ направляют в регион повышенного спроса/повышенной цены – в страны азиатско-тихоокеанского региона. Европейские газовые резервы в подземных хранилищах заканчиваются, а потребителям уже сейчас не хватает объемов газа. В связи с этим западные партнеры уже несколько мягче смотрят на процесс сертификации российского газопровода, но все еще твердо нацелены на ВИЭ как на наиболее перспективный инструмент энергообеспечения. Полагаю, принимать во внимание необходимость развития «зеленых» технологий отечественным компаниям необходимо, но полностью перекраивать свою инвестиционную политику не стоит. Природный газ все еще остается главным гарантом мировой энергетической безопасности», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Структура отечественной генерации, где перерабатывается львиная доля энергоносителей, включает, на сегодняшний день, по различным подсчетам менее 1% возобновляемых источников энергии. Традиционно, энергия, вырабатываемая при использовании атома, угля, газа и водных ресурсов, занимает доминирующую роль на российском рынке. Природные, климатические, политические и экономические параметры, свойственные Российской Федерации наиболее комплементарны именно ископаемым сырьевым ресурсам, это очевидно следует и из структуры экспорта продукции и сырья.

Регулятор с осторожностью подходит к вопросу трансформации топливно-энергетического рынка, реструктуризации системы генерации электрической и тепловой энергии, изменению вектора развития региональных и общероссийской энергетических комплексов.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.