Государственная Дума Федерального Собрания приняла и утвердила закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах РФ», согласно которому на территории Сахалинской области будет реализован пилотный вариант механизма снижения карбонового следа. Основным источником процесса снижения выбросов парниковых газов в атмосфере выступит природный газ.
Суть пилотного проекта заключается в обеспечении углеродной нейтральности региона к началу 2026 года через достижение нулевого уровня выбросов углекислого газа в атмосферу при осуществлении хозяйственной деятельности человека. В первую очередь, за счет изменения структуры энергетического баланса, в частности – реструктуризации генерирующих мощностей, их перевода с природного угля и иных твердотопливных энергоносителей на природный газ. Возобновляемые источники энергии также рассматриваются в документе как один из вариантов обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения, зданий социального назначения и промышленных объектов, но их роль незначительна по сравнению с природным газом.
«Вопрос снижения углеродного следа экономики стремительно набирает актуальность: это связано, в первую очередь, с введением на территории Евросоюза трансграничного углеродного налога, который будут платить компании, осуществляющие экспорт на территорию ЕС продукции, произведенной с значительным выбросом CO2 в атмосферу. Такое налоговое регулирование начнется 1 января 2023 года и предполагает переходный период до конца 2025 года. Тренд на декарбонизацию будет только укрепляться. Одним из наиболее простых и экономичных с точки зрения путей достижения углеродной нейтральности является расширение использования природного газа на промышленных объектах», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Программа проведения эксперимента включает в себя комплекс мер социально-экономического развития, направленных на сокращение уровня выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения. В качестве мер по повышение поглощения углекислого газа рассматривается увеличение лесного ресурса, создание дополнительных лесных насаждений, особенно – в местах активной хозяйственной деятельности: около промышленных предприятий и объектов энергетики.
В результате реализации пилотного проекта предполагается отработать основные механизмы и методики сокращения выбросов парниковых газов, наработать нормативно-правовую базу, подходящую для использования в других регионах, протестировать текущие наработки в области управления антропогенным воздействием на природную экосистему, повышения поглощающей способности лесов, технологий по улавливанию и утилизации углекислого газа.
«Основным инструментом декарбонизации, согласно Стратегии, выступит природный газ. В частности, существующие объекты энергетики буду переведены с угля, мазута на газовое топливо. Кроме того, необходимо активизировать усилия по строительству газораспределительных сетей и реконструкции существующих. Субсидии предприятиям, готовым заменить оборудование на газоиспользующее, может значительно повысить темпы декарбонизации. Кроме того, стимулирование развития распределенной энергетики и использования современных технологий с высоким коэффициентом использования топлива (например, парогазовые установки) также позитивно скажется на динамике снижения углеродного следа российской экономики. Говоря об адаптации существующей системы производства тепловой и электрической энергии к трансформирующимся внешним условиям, необходимо перечислить наиболее перспективные направления: объекты гибридной энергетики с элементами ВИЭ, гидроэнергетика, возобновляемые источники энергии, например – геотермальная энергетика в Сахалинской области», — добавил эксперт.
Пилотную программу, предусмотренную законопроектом, запустят на Сахалине. Согласно ей, регион должен достичь углеродной нейтральности уже к концу 2026 года. Для этого, в частности, планируется перевести 145 котельных с угля на газ, а также увеличить до 50% долю работающего на газе и электричестве транспорта.