Зеленая ответственность: как изменится ESG-повестка в ближайший год, и на что ориентироваться российскому бизнесу

РУЗАН АРУТЮНЯН, партнер CAS Group, эксперт в области устойчивого развития

Экономические санкции затронули почти 87% российских компаний. Из них 77% или уже приспособились к работе в новых условиях, или надеются адаптироваться к санкциям. Они меняют бизнес-приоритеты, в том числе по устойчивому развитию. Возможно, компании будут вынуждены сократить объемы раскрываемой информации, но не исключат ESG из своей повестки.

Как будут меняться подходы бизнеса к устойчивому развитию, и кто будет основным драйвером изменений? 

Трансформация ESG

Повестка устойчивого развития действует в России еще с 1970-х годов. За это время прошла несколько этапов трансформации. 

Сложившаяся в феврале 2022 года геополитическая ситуация создала определенные сложности для компаний, которые рассчитывали на западное зеленое финансирование: драйверы повестки устойчивого развития приостановили инвестиционную деятельность в России. Однако в целом российский крупный бизнес продолжает раскрывать информацию по ESG с фокусом на социальный компонент и улучшение корпоративного управления. 

За последние несколько лет Россия провела огромную работу по устойчивому развитию. Стандарты, регламенты и коммуникационные программы были интегрированы в бизнес-стратегии крупнейших компаний, Московская биржа начала котировать соответствующие облигации, а регионы стали участвовать в экспериментах по внедрению углеродной нейтральности.

Сегодня ESG в России переживает очередную трансформацию. Очевидно, что западные аудитории для бизнеса в условиях санкций перестанут быть целевыми. Фокус с иностранных инвесторов сместится на общество и государство. С точки зрения внешнего развития следует ждать укрепления ESG-сотрудничества с Азией и Ближним Востоком. 

Негативная реакция западных стран на спецоперацию в Украине никак не остановили проведение запланированной работы Правительства РФ в рамках Парижского соглашения и 17 целей ООН. 

Парижское соглашение 

В современной ESG-стратегии на государственном уровне Россия ориентируется на два документа ООН:

  • Повестка дня в области устойчивого развития, принятая Генассамблеей ООН в сентябре 2015 года
  • Парижское соглашение, ратифицированное в рамках 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в декабре 2015 года. 

Первый документ определяет 17 целей устойчивого развития и 169 задач, связанных с ними в трех областях экономической, социальной и экологической. Второй закрепляет долгосрочную цель на предстоящее столетие: удержать увеличение глобальной температуры в пределах 2°C. А параллельно с этим искать средства, которые позволят ограничить рост в пределах 1,5°C.  

В 2019 году Россия сделала один из первых шагов к устойчивому развитию на законодательном уровне, ратифицировав Парижское соглашение ООН по климату. За этим последовало издание Указа Президента №666 «О сокращении выбросов парниковых газов», и дальнейшее принятие «Стратегии развития страны с низким уровнем выброса парниковых газов до 2050 года», которая подразумевает сокращение выбросов парниковых газов на 60% от уровня 2019 года и на 80% от 1990-го. 

К началу 2022 года во исполнение международных соглашений Россия снизила выбросы парниковых газов в два раза. Примечательно, что этих результатов удалось достичь даже с учетом недостаточно точного просчета возможностей наших лесных массивов и их положительного влияния на поглощение и сокращение выбросов. А это без малого 46,6% территории страны и 20% мировых лесов. 

На пути к национальным ESG-стандартам

В 2021 году Правительство России утвердило национальную «зелёную таксономию», которая определила набор критериев для признания проектов экологичными, а также регламентировала сферы, где это было возможно: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия и окружающей среды.

В декабре 2021 года вступил в силу Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», который обязывает российские предприятия с выбросами свыше 150 тыс. т CO2 в год предоставлять углеродную отчетность. 

ФЗ закладывает правовую основу для климатических проектов и рынка углеродных единиц — системы торговли квотами на выбросы. 

В феврале 2022 года правительство выделило 6 млрд рублей на реализацию Федеральной научно-технической программы в области экологического развития до 2030 года. Она включила комплекс мероприятий по поддержке экологии, в том числе: мониторинг парниковых газов, углеродного цикла, ключевых районов Мирового океана. В то же время Минпромторг инициировал актуализацию и разработку новых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ). На их основе планируется проводить отраслевой бенчмаркинг и устанавливать индикативные показатели удельных выбросов парниковых газов. 

Регионы углеродной нейтральности

Большую работу планируется проводить в регионах. Согласно Распоряжению Минприроды России от 19.05.2021 № 16-р «Об утверждении Типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации», каждый регион должен разработать свой паспорт климатической безопасности, который определяет климатические риски для экономики и социальной сферы. 

Принятое 9 марта текущего года Постановление №310 наделяет региональные власти полномочиями по ограничению выбросов парниковых газов, возможностью самостоятельно проводить анализ и прогнозирование. 

Кроме того, в марте принят закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах РФ». С 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года Сахалин станет экспериментальной площадкой по ограничению выбросов парниковых газов. Это поможет внедрить и отработать методики, которые помогают не только сократить выбросы парниковых газов, но и повысить их поглощение. 

Еще четыре региона — Башкортостан, Хабаровский край, Иркутская и Калининградская области — намерены участвовать в проекте по внедрению углеродной нейтральности. 

Углеродная отчетность в ЕАЭС

Валидация и верификация парниковых газов будет проводиться в соответствии с национальной системой углеродной отчетности, создаваемой Росаккредитацией. Там уже аккредитовано семь организаций и еще десять заявок находится на рассмотрении. 

Росаккредитация планирует содействовать внедрению единого подхода к аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов на всем пространстве ЕАЭС. Органы по валидации и российские консультанты уже оказывают бизнесу услуги по планированию и реализации климатических проектов. 

Россия обладает огромной ресурсной базой для захоронения углекислого газа. При содействии Минэнерго России Росстандарт создал технический комитет, который займется разработкой национальной стандартизации технологий и объектов улавливания, транспортировки, хранения и переработки углекислого газа — СО2. В состав техкомитета вошли 23 компании, которые намерены реализовывать проекты по декарбонизации, в том числе Интер РАО, НОВАТЭК, СИБУР Холдинг», Газпром нефть, Татнефть, Сургутнефтегаз и другие. 

Центр раскрытия корпоративной информации недавно добавил в программу для автоматизированной подготовки отчетности российских эмитентов специальный модуль для отчетов по устойчивому развитию. Виртуальная анкета позволяет формировать документ, который описывает деятельность компании с учетом факторов ESG. Модуль базируется на рекомендациях Банка России по подготовке нефинансовой отчетности, выпущенных в 2021 году.

Устойчивое развитие будущего

Россия продолжит выполнять международные экологические и климатические обязательства в рамках Парижского соглашения и Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Об этом за последние месяцы неоднократно заявили глава государства и представители кабмина. 

Многие компании переориентируются на азиатские рынки, как ключевое направление для привлечения финансирования, инвесторов и реализации продукции. Переход на восточные ESG-системы означает совершенствование механизма национальной таксономии, поскольку доля крупнейших компаний Азиатско-тихоокеанского региона, публикующих нефинансовую отчетность, даже выше, чем в Европе (84% против 77%). Например, в Китае — 78%, в Индии и Малайзии — более 90%. Российским компаниям необходимо совершенствовать механизм национальной таксономии, который со стороны крупного бизнеса уже признан конкурентоспособным, в частности, для возможного признания методологии и шкал с азиатскими коллегами.

Россия масштабирует сотрудничество с Китаем, а он будет облагать налогами углеродный след ввозимой продукции. Эта страна последовательно вводит квоты на выбросы и соответствующее налогообложение внутри страны, схожее с европейским. Значит, снижение углеродоемкости российского производства остается актуальным, это глобальный тренд. 

Большие возможности для устойчивого развития наблюдаются на рынках ближнего Востока и Северной Африки. 

Россия проходила не одну трансформацию экономики, в том числе под влиянием внешних событий. Подобного сценария следует ожидать и в сфере устойчивого развития. Очевидно, что ограничения только подстегнут активности по совершенствованию собственных стандартов и подходов к ESG-отчетности и освоению новых рынков. 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.