Задачи по цифровизации государственной сферы были поставлены довольно давно, и работа в этом направлении систематически ведется с двухтысячных. При этом сейчас с учетом нестабильной геополитической ситуации актуальность темы развития ИТ в госсекторе только возрастает. Дина Гайзатуллина, директор по взаимодействию с органами государственной власти Группы Т1, поделилась своими размышлениями о необходимости перехода в цифру, основных тенденциях и перспективах цифровизации госсектора в России.
История цифровой трансформации государственных ведомств в России
Первые шаги в направлении цифровизации государственных ведомств в России начали предприниматься в 2008: в это время федеральные власти стали участвовать в процессе развития интернет-технологий в регионах. Тогда же появилось понятие «Электронное правительство». Сервис предполагал развитие в области информатизации государственного управления, межведомственное электронное взаимодействие, внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления, дистанционное оказание государственных услуг гражданам и другие опции. Сервис вскоре стал активно внедряться как на федеральном, так и на региональном уровне. Благодаря «Электронному правительству» многие услуги, такие как подача заявки на получение документов или оплата коммунальных платежей, стали доступны жителям страны и бизнесу в режиме онлайн. Примерно в это же время появилась электронная подпись, которая упростила документооборот между ведомствами.
Спустя несколько лет Российская Федерация стала одним из наиболее заметных игроков на рынке цифровизации, а в 2018 году вошла в топ-10 стран, граждане которых активно пользуются интернетом для доступа к государственным сервисам. Годом ранее, в 2017, Правительство утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», целью которой было построение экосистемы электронных сервисов во всех отраслях. Инициатива была включена в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года.
Влияние пандемии
Процесс цифровой трансформации особенно усилился в период пандемии COVID-19. В это время цифровые технологии активно использовались как для получения услуг в онлайн-режиме, так и для организации самоизоляции. Не говоря уж о том, что вся социальная жизнь на время, по сути, переместилась в интернет. Именно в тот период начала особенно активно развиваться цифровая медицина: из-за загруженности больниц и поликлиник появилась возможность онлайн-оформления больничного и получения дистанционной консультации врача. Пандемия способствовала активной цифровизации и других государственных институтов – по оценке «Коммерсантъ», в 2020 году количество заявок по определенным услугам в онлайн выросло вдвое. Этому в числе прочего способствовало создание портала «все.онлайн», на котором была собрана информация о более 500 цифровых сервисах и услугах для граждан, находящихся на самоизоляции.
Кроме того, массовый переход сотрудников (в том числе и госсектора) на удаленную работу также произошел под влиянием пандемии. В России, по оценке Минтруда, количество «удаленщиков» выросло с 30 тыс. в 2019 г. до 3,7 млн в ноябре 2020 г. Сейчас, в 2022, дистанционные работники есть в каждой седьмой организации. По статистике, 50% компаний на рынке используют удаленный формат работы, правда таким образом трудится менее 10% сотрудников этих организаций. В 9% компаний дистанционно работают 75% сотрудников, а в 6% — удаленщиков от 50 до 75%. Все это влияет на изменения в потребительском поведении граждан и способствует запуску долгосрочного процесса внедрения новых сервисов, товаров и услуг.
Основные направления цифровой трансформации
В прошлом году регионы по поручению Президента разработали и утвердили местные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. В них включены 6 блоков: здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. В каждой из этих сфер местные власти предложили более 4500 проектов, направленных на перевод ведомств в цифру. Наибольшее количество отраслей в стратегии включили Пермский край, Чувашская Республика, Забайкальский край, Республика Саха, Татарстан и Курская область. И на федеральном уровне, и в регионах создаются платформы для построения цифрового государства и упрощения получения государственных и социальных услуг населением. В Московской области, цифровая трансформация приоритетно будет проходить в таких отраслях, как образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистика, госуправление, социальная сфера, экология и природопользование, сельское хозяйство, энергетическая инфраструктура и промышленность. Запланировано внедрение таких технологий, как искусственный интеллект, Big Data, блокчейн, новые производственные технологии, промышленный интернет, «умный» контракт, биометрия.
Пример проекта в области образования – создание цифрового портфолио ученика: в 2024 году 90% московских школьников буду иметь цифровой профиль. Также планируется разработка цифрового помощника учителя, который будет проверять до половины выполненных заданий.
В Санкт-Петербурге в сфере транспорта один из проектов – внедрение инфраструктуры для развития беспилотного транспорта, возможность предоставления ИКТ и навигационных услуг, таких как предотвращение столкновений, помощь при проезде опасных участков дороги, видеонаблюдение в реальном времени, передача телеметрии и оперативной информации диспетчеру, связь с экипажем транспортных средств и т.д.
В фокусе цифровой трансформации остается также налаживание процесса взаимодействия между ведомствами. Институты власти должны не просто переадресовывать запросы граждан в смежных сферах друг другу, но и взаимодействовать для эффективного исполнения этих запросов. Еще одна причина, почему переход всех государственных процессов в цифру так важен, – это ощутимое повышение прозрачности операций. Благодаря тому, что все проекты находятся в цифровой плоскости, возможность для неправомерных действий сходит на нет, все это повышается эффективность управления подобными программами.
Современные вызовы
Глобальные перемены, произошедшие в 2022 году, оказали серьезное влияние на процессы цифровой трансформации в России. Появилась необходимость в базовых изменениях: разработке отечественного программного обеспечения, которое могло бы заменить ушедшие с российского рынка западные решения и продукты. Рынку требуются проекты импортозамещения технологий документооборота, российские платформенные сервисы, инфраструктурные компоненты. Здесь правильнее говорить даже не об импортозамещении, а об импортоопережении – т.е. не просто о разработке аналогов, а о создании качественно новых инновационных продуктов, отвечающих потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня.
Министерство цифрового развития России рекомендовало госкомпаниям использовать российское ПО и разрабатывает критерии и механизмы перехода органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне на отечественные офисные пакеты. Российскому бизнесу сейчас предоставлена уникальная возможность выстроить ИТ-архитектуру госсектора. Например, Группа «Иннотех» (входит в Группу Т1) выпустила в этому году ряд продуктов, функционирующих полностью на отечественном ПО: сервис видеоконференций DION, программу для планирования совещаний Комитет Онлайн и HR-платформу AIR.
«Цифровая зрелость»: планы и результаты
Еще в 2021 году руководство страны утвердило цель по достижению «цифровой зрелости» — переход в цифру ключевых отраслей экономики и социальной сферы к 2030 году. Уже разработана методика, по которой будет рассчитываться этот показатель: оценка будет учитывать десятки критериев, среди них «цифровая культура», «кадры», «инфраструктура и инструменты», «цифровые продукты» и др.
Министерства и ведомства планомерно двигаются в направлении внедрения все большего количества инновационных продуктов. Однако нельзя забывать о проблеме неоднородности этого процесса. Результаты работы госкомпаний, вставших на путь цифровизации еще 10-15 лет назад, и тех, которые начали его сравнительно недавно, сильно различаются. Общие темпы развития сферы не дают структурам оставаться в стороне от ИТ-трансформации. не менее, существуют отрасли экономики, которые еще с начала процесса цифровизации развивались государством в приоритетном порядке: это, например, электронный документооборот, образование и транспорт.
Минцифры регулярно представляет рейтинг цифровой трансформации государственных учреждений. Среди «передовиков» у федеральных органов исполнительной власти – Минтруд, Минвостокразвития, Минкультуры, Росрезерв, Росводресурсы, Минцифры, Минромторг, Росалкогольрегулирование, Росгвардия, Роспатент.
Существует и рейтинг руководителей цифровой трансформации (РЦТ) федеральных министерств и регионов: его готовит подготовленного РАНХиГС совместно с Минцифры. Общий балл рейтинга складывается из оценки таких факторов, как информационная безопасность, устранение нарушений по итогам инвентаризации ИТ-ресурсов, внедрение платформ обратной связи, доля госуслуг, которые выведены на единый портал Госуслуг и так далее. С июля 2022 года к списку критериев добавились уровень импортонезависимости ПО, ИИ-зрелость и увязка стратегических направлений отраслей и стратегий цифровой трансформации регионов России.
Цифровизация постоянно наращивает темпы. А наши ожидания от онлайн-услуг и сервисов постоянно растут. То, что казалось едва достижимым вчера, сегодня уже недостаточно. Однако нужно понимать, что для создания востребованного продукта необходимо обеспечить и соблюдать сроки, а также соответствовать уровню заявленного качества. Изменения последних лет стали для российской ИТ-отрасли вызовом и ускорили процессы цифровизации госсектора. И в этой сфере особенно хорошо просматривается высокая степень сотрудничества государства и ИТ-бизнеса, от которого в итоге выигрывает российское общество, – главный заказчик конечного продукта.