Одним из наиболее остро стоящих перед российской энергетикой вопросов является перекрестное субсидирование. А точнее – невероятные размеры переплат крупных энергоемких абонентов и галопирующие темпы роста «перекрестки».
Перекрестное субсидирование в традиционном значении – это механизм регулирования цен на электричество, который подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию перекладывается с одного пользователя на другого. В нашей стране такая схема работает, в том числе на удержание роста тарифов для населения. Под «другим» потребителем, который берет на себя тарифную надбавку, выступает российская промышленность.
В сфере российской электроэнергетики перекрестное субсидирование носит не экономический, а социальный характер. Оно было введено в 90-е годы на фоне гиперинфляции из-за боязни того, что если индексировать тарифы на ту инфляцию, которая складывалась, то население просто перестанет платить, а с промышленности попроще деньги собирать. Такой подход показался российским регионам крайне удобным, особенно – с точки зрения протекания общественно-политического процесса. Довольное население – довольные избиратели – высокие показатели на выборах. Такая логика, в том числе, легла в основу управленческого шаблона, который с течением времени все глубже и прочнее укоренялся в российской энергетике.
По результатам тарифных решений на 2023 год наблюдается исторический рост перекрестного субсидирования, который в целом по РФ превысил 44 млрд и составил титанические 250 млрд.
«Перекрестное субсидирование в первоначальном значении – новелла сугубо экономическая: регулятор через тарифную политику перераспределяет финансовую нагрузку между абонентами с целью гармонизации развития экономики отдельно взятого региона или страны в целом. Российский вариант «перекрестки» практически полностью ушел в политическую плоскость. Регионы, которые уполномочены самостоятельно устанавливать тарифные величины (в том числе – объем перекрестного субсидирования), идут по пути наименьшего политического риска. Решение о повышении, пусть и постепенном, тарифов на электричество для населения – «неудобная» инициатива, которую региональные власти всячески пытаются избежать. Тому способствует лояльное отношение федерального центра. Бизнес вынужден платить больше – без электричества ни одно производство сегодня функционировать не может», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Средняя удельная величина перекрестного субсидирования по России составляет 0,8 рубля за киловатт-час. Есть регионы, где эта ставка выше. Например, в Республике Марий Эл удельное перекрестное субсидирование составляет 1,47 рубля за киловатт-час — столько там переплачивают крупные потребители. Республика Дагестан, Чеченская Республика, Краснодарский край — антилидеры с наибольшим влиянием перекрестного субсидирования. Иркутская, Мурманская, Московская области — благополучные с точки зрения «перекрестки» регионы. Регионом с самой низкой нагрузкой перекрестного субсидирования является Москва — удельное значение в столице составляет 0,05 рубля за киловатт-час.
Экономически необоснованные тарифы не создают благоприятного фона для развития по причине их непредсказуемости. То есть нельзя взять методику и посчитать по ней какой-то тариф, поскольку его значительная часть в виде ставки перекрестного субсидирования формируется по решению региональных властей. Они достаточно вольно обращаются с этим инструментом, а бизнес не любит неопределенности. Даже более высокий тариф, но посчитанный по понятным правилам, гораздо более приятен, чем непредсказуемость: сегодня вам пообещали низкую цену, завтра — высокую.
«Решение проблемы гипертрофированной «перекрестки» требует серьезного внимания: разработки о обсуждения детального плана по трансформации всей системы тарификации с привлечением к процессу руководители регионов, представителей бизнеса, регулятора различных уровней, ФАС и так далее. Но для промышленников решение выглядит простым и очевидным – собственная генерация. Сегодня в России создаются благоприятные условия для развития распределенной генерации (особенно – на природном газе). Если до текущего «кризиса» темпы роста дисперсной энергетики составляли примерно 4,5% в год, то дальше – больше. Газ пришел в регионы, а вместе с ним — возможность получать киловатты по себестоимости, по 3-3,5 рубля. В то время как «сетевая» электроэнергия сегодня – это 5-6 рублей, в перспективе – еще больше. И перекрестное субсидирование играет в этом процессе важную роль», — добавил эксперт.
Стоит подчеркнуть, что перекрестное субсидирование существует не только в России. Оно давно является инструментом энергетической и климатической политики в ЕС и США. Но в этих странах полученные от перекрестного субсидирования средства перенаправляются на адресную поддержку «энергетически бедного» населения и квалифицированных энергоемких потребителей, а также на развитие рынка возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности.