Модернизация российской электроэнергетики «разбивается» о санкционные барьеры. ДПМ-2 (КОММод) утрачивает свою эффективность

Одним из магистральных вопросов современной российской энергетики является значительный износ существующих объектов генерации, отсутствие средств в амортизационных фондах и невозможность оперативной модернизации объектов единой энергетической системы (ЕЭС). Абсолютное большинство генерирующих мощностей сегодня функционируют далеко за пределами эксплуатационных стандартов, а совокупный износ оборудования составляет порядка 60%. В среднем, тепловые электростанции (ТЭС) эксплуатируются уже более 40 лет, что значительно снижает их надежность, а следовательно – и энергетическую безопасность абонентов. Важность тепловых электростанций для общероссийской электроэнергетики состоит, кроме всего прочего, в том, что около 60% итогового энергетического ресурса – продукт эксплуатации ТЭС.

Опорным инструментом модернизации объектов ЕЭС, в частности – крупных объектов генерации, стала федеральная программа ДПМ-2. Данная программно-целевая инициатива подразумевает создание новых объектов или модернизацию существующих за счет генерирующей компании с гарантированной оплатой абонентом тарифа, обремененного инвестиционной надбавкой, в течении установленных сроков.

«Предложенный инструмент совсем не кажется наиболее эффективной моделью по модернизации единой энергетической системы, т.к. он подразумевает решение проблемы за счет абонента, который и так платит за потребление по завышенным тарифам.  Основная проблема заключается в несовершенстве механизмов работы рынка электроэнергии. В сложившихся условиях генерирующие компании, поставляющие электроэнергию на оптовый рынок, долгое время не зарабатывают достаточных средств, позволяющих инвестировать в модернизацию материально-технической базы. Зарабатывают посредники. Купирование энергетических рисков – важнейший вопрос в условиях актуального рынка», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Специалисты сигнализируют: в ближайшие годы парковый ресурс выработает свыше половины всех турбин, таким образом, модернизировать надо почти 1,5 ГВт мощностей. При этом необходимо обеспечить долгосрочную надежность в энергетике — базовой отрасли, без которой не обойдется ни промышленность, ни население. Достигнуть высокого уровня эффективности позволят оборудование и технологии, которые, как обещают в Минэнерго, будут самыми передовыми.

Параллельно эксперты отмечают, что реализация программы ДПМ-2 даст не только мощный толчок для развития энергетики, но и станет приводным механизмом для отечественного машиностроения. Так что реализация программы приведет к мультипликативному эффекту в смежных отраслях — например, вырастет спрос на энергетическое оборудование и на услуги квалифицированных монтажных организаций.

Серьезным вызовом при реализации программы стали санкционные ограничения. Нелегко было подстроиться под новую реальность, когда производство усложнилось из-за отсутствия импортных компонентов. Пришлось быстро перестраивать процесс закупок и искать аналоги в России.

«В ситуации, когда до полного технологического суверенитета в энергетике нам еще далеко, необходимо рассматривать все варианты развития ЕЭС. Одним из наиболее перспективных является развитие распределенной энергетики. В среднем, данное направление показывает 3-3,5% роста ежегодно, что уже указывает на высокую актуальность вопроса. Кроме того, существующая модель тарифного образования, обремененная кроме всего прочего перекрестным субсидированием, делает собственный объект генерации тепловой/электрической энергии крайне привлекательным для оптовых абонентов. Если электроэнергия из сети, в среднем по стране, обходится промышленности в 5,5-6 рублей за кВт, то энергоцентр, работающий на природном газе, выдает энергоресурс по цене 3-3,5 рубля. К тому же положительная динамика внутреннего газового рынка – дополнительный стимул для перехода на собственную генерацию», — добавил эксперт.

Трудности, связанные с задержками поставок зарубежного оборудования и неполадками российских аналогов, поставили масштабный проект ДПМ-2 на паузу. Энергохолдингам пошли на уступки и разрешили воспользоваться правом на отсрочку.

Актуальность проблемы износа основных генерирующих ресурсов не утрачена, но реализация программы, во-первых, значительно утратила в части эффективности и скорости; во-вторых, требует оперативных научно-исследовательских разработок и значительных инвестиций в локализацию производства генерирующего оборудования.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.