Повышение тарифов на газ. Причины и возможные последствия для рынка

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наметила вектор тарифного развития для природного газа: ведомство предлагает повысить цену на голубое топливо на 16%. Повышение пройдет «каскадно», в два этапа: первый (на 8%) — в июле 2024 года; второе (еще на 8%) — летом 2025 года. Как отмечают в ведомстве, индексация регулируемых цен на газ будет лишь на 1% выше прогнозной инфляции (по оценке минэкономразвития, инфляция в 2024 и 2025 году составит 7%).

Представители антимонопольной службы рассказали о причинах заметного повышения тарифов. Согласно их заявлению, полученные в результате возложения дополнительной тарифной нагрузки на абонентов средства будут направлены на увеличение темпов социальной догазификации как одного из приоритетных проектов российской энергетики. Кроме того, дополнительный денежный объем необходим для дофинансирования программ, нацеленных на ремонт и обслуживание существующих объектов энергетической инфраструктуры, обеспечение реализации текущих и перспективных инвестиционных проектов.

Эксперты отмечают: рост тарифов для промышленности и населения на газ в 2024 и 2025 году, который предложила (ФАС), окажет незначительное влияние на темпы инфляции. Но совсем незаметным для экономики повышение не будет и может стать причиной подорожания некоторых других товаров и услуг. Например, электроэнергии, но только для оптовых покупателей, а не для населения.

«Главной причиной заметного повышения тарифов на природный газ является необходимость изыскания средств для реализации социальной догазификации российских регионов. Еще в 2021 году, когда проект расширения газотранспортной сети находился на начальном этапе, остро встал вопрос финансового обеспечения. Бюджетные возможности— не безграничны, а газораспределительные организации не обладают достаточным экономическим потенциалом для реализации инвестиционных проектов такого масштаба. Поэтому обеспечить строительство газовых труб решили, согласно уже устоявшейся традиции, за счет абонентов. Поступательная индексация тарифов на природный газ — это, по сути своей, инвестиционная надбавка, попытка переложить финансовую нагрузку на потребителя. И попытка, судя по всему, успешная», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Одним из главных вопросов, связанных с подорожанием природного газа, насколько заметным данное изменение отразится, во-первых, на динамике развития промышленного производства.

Как отмечают эксперты, рост на уровне 8% в год повысит стоимость производимой в стране продукции всего на 2-3%, что не является критическим показателем для промышленности и рынка. Но, недобросовестные участники рынка — производители товаров широкого потребления — могут рассматривать повышение цен на голубое топливо как адекватный повод необоснованно «взвинтить» стоимость продукции.

При этом вопреки распространенному мнению возможный рост тарифов на газ в 2024 и в 2025 году едва ли сможет компенсировать экспортные потери «ГАЗПРОМА». Не стоит забывать, что прогнозируемую инфляцию рост тарифов опережает лишь на 1%.

«Повышение тарифов на природный газ — история заметная, но не критичная для российской промышленности. Галлопирующий рост стоимости электроэнергии для оптового абонента, например, несет в себе большую опасность для финансово-экономической устойчивости большинства энергоемких производств. Крупные производители, как показывает динамика последних десятилетий, стремятся максимально «обособиться» от сетевых организаций. Природный газ, в данном случае, — хороший инструмент по достижению этой цели. Несмотря на заметный рост цены на газ, который на фоне роста тарифов на электроэнергию не выглядит «пугающе», тренд на создание собственных объектов генерации тепловой и электрической энергии сохранится. Распределенная генерация остается одним из «столпов» энергетической безопасности и эффективности промышленности. В пользу данной позиции выступает обычный экономический расчет: электроэнергия из сети стоит в среднем 8 рублей за кВт, при собственной генерации, функционирующей на газе — 3 рубля за кВт», — добавил эксперт.

Суммарный экономический эффект для «ГАЗПРОМА» не выглядит убедительным. Рост прибыли, полученный в результате повышения тарифа, не превысит 1%, что едва ли значительно компенсирует экспортные доходы газовой компании. Кроме того, экономический эффект имеет отложенный характер: изменения в тарифное регулирование вступят в силу только в следующем году.

 

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.