Концессионное соглашение как перспективный инструмент развития территориальных энергетических систем

Вопрос повышения энергетической устойчивости и безопасности территориальных систем остро стоит для региональных властей. Мобилизационный формат экономики, который неизбежен в ситуации высоких внешних рисков, подразумевает скачкообразное повышение спроса на доступную энергию и эффективные бюджетные решения. Концессионное соглашение как элемент системы государственно-частного партнерства может в сложившейся ситуации стать акселератором для региональных топливно-энергетических систем.

Практика передачи объектов муниципальной и региональной собственности в частные руки на определенный срок с условием технического перевооружения, модернизации или капитального ремонта — относительно новая практика для России.

Яркий пример — Московская область, где посредством концессионного соглашения, заключенного с ООО «Газпром теплоэнерго МО», удалось в значительной мере повысить энергетический потенциал нескольких муниципальных образований. Во-первых, в деревне Большое Грызлово построена газовая блочно-модульная котельная мощностью 5,25 МВт. Во-вторых, в Серпухове проведена реконструкция котельной № 6 мощностью 15,0 МВт. Третий объект, созданный в рамках государственно-частного партнерства — Единый диспетчерский центр, который станет главным оплотом цифрового контроля за функционированием котельных Московской области.

Всего же в рамках реализации концессионных соглашений «Газпром теплоэнерго МО» построило и реконструировало в городском округе Серпухов 34 объекта теплоэнергетики, из которых — 25 котельные. Эти источники обеспечивают тепловой энергией более 70 тысяч жителей.

«Институт государственно-частного партнерства в России находится в эмбриональном состоянии и это при том, что доля ТЭК в ВВП составляет до 30%. Традиционное взаимное недоверие между корпоративным и государственным сектором, возникшее как рефлексия на ряд прецедентов нулевых годов, не позволяет выстраивать надежную и эффективную концессию. В случае с крупными энергетическими компаниями достижение соглашений — возможно, а вот субъекты малого и среднего бизнеса — «за бортом» государственно-частного партнерства в узком, прикладном смысле этого слова. На откуп МСП остается только работа с недооцененным госзаказом на капитальный ремонт — отметил в своем комментарии Даниил Яблоков, генеральный директор ООО «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

К настоящему времени более половины возведенных в городском округе Серпухов котельных уже введены в эксплуатацию. Остальные находятся в стадии пусконаладочных работ в преддверии нового отопительного сезона.

Концессионное соглашение представляет форму государственно-частного партнерства, в рамках которого объекты государственной или муниципальной собственности передаются на определенный срок в пользование и владение бизнесу, который обязуется за свой счет создать, реконструировать и модернизировать данные объекты. При этом все переданное имущество остается в собственности муниципалитета, сохраняющего возможность контролировать исполнение концессионером обязательств на всех этапах. По окончании срока действия концессионного соглашения все созданное в его рамках имущество переходит в муниципальную собственность.

Концессионное соглашение помогает государству привлекать частные инвестиции в развитие государственной инфраструктуры и экономики, а также обеспечивает эффективное использование государственных ресурсов и улучшение качества услуг. При этом контроль за использованием имущества остается в руках государства. Бизнес получает право на владение объектом концессии и его эксплуатацию для получения прибыли.

«Тепло- и электроэнергетика России, на сегодняшний день, находятся в достаточно изношенном состоянии: основные объекты единой энергетической системы (ЕЭС) — за пределами своих эксплуатационных сроков и нуждаются в обновлении. Согласно разработанным топливно-энергетическим балансам (ТЭБ) российских регионов, совокупный спрос на доступную энергию будет расти, следовательно — потребуются новые мощности, которые нужно наращивать. Собственных бюджетов у местных администраций — в дефиците, поэтому необходимо использовать альтернативные модели: концессионные соглашения, энергосервисные контракты, модель «альтернативной котельной». Первый вариант — концессионный договор — предоставляет наименьшую коммерческую выгоду и юридическую защищенность для МСП, поэтому целесообразно стимулировать инжиниринговые компании к участию в программах «альтернативных котельных» или в энергосервисных контрактах», — дополнил эксперт.

В 2018 году «Газпром теплоэнерго МО» подписало первые концессионные соглашения на объекты теплоснабжения, расположенные в границах городского округа Серпухов. В том же году были заключены еще три таких соглашения с администрациями Пушкинского муниципального района и городских поселений Правдинский и Зеленоградский. В 2021 году подписаны еще четыре концессионных соглашения между Московской областью, ООО «Газпром теплоэнерго МО» и муниципалитетами: Воскресенск, Солнечногорск, Клин и Сергиево-Посадский. Всего же «Газпром теплоэнерго МО» реализует в Подмосковье девять концессионных соглашений.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.