Открытие новой газораспределительной станции (ГРС) в поселке Лозовое Ишимского района Тюменской области ознаменовано, в том числе, и рядом заявлений истеблишмента ПАО «ГАЗПРОМ». По словам заместителя председателя правления нефтегазового гиганта Виталия Маркелова, планируется значительно расширить газотранспортную систему региона к 2025 году. Тем интереснее звучит его заявление на фоне статистики: Тюменская область находится на территории Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, являющегося одним из крупнейших в мире. Данная залежь является источником нефтегазовых доходов российского бюджета.
Подразумевается, что новая ГРС станет одним из опорных пунктов для дальнейшей газификации региона. Отметим, что в Тюменской области за последние 20 лет объем инвестиций в газовое хозяйство составил свыше 2,9 млрд рублей. Но, несмотря на активную работу компании «Газпром регион» — монополиста на рынке природного газа Тюменской области — достичь стопроцентного насыщения рынка природным газом не удалось. Тому есть ряд причин, в том числе — регуляторных, хотя руководство региона одним из первых осуществило формирование актуального топливно-энергетического баланса, разработанного с учетом текущих и перспективных потребностей жилищно-коммунального хозяйства и промышленного комплекса.
ГРС «Ишим» позволит предоставить доступ к природному газу 30 населенным пунктам, часть из которых впервые получат голубое топливо.
«Сложное геополитическое положение России сегодня предоставило целый ряд возможностей для развития внутри страны. Несмотря на значительное снижение экспорта промышленной продукции и углеводородов, отечественный производственный комплекс не снизил потребление энергоресурсов. Местами — даже увеличил. Регулятор еще до начала известных событий инициировал интеграцию инструмента топливно-энергетического баланса (ТЭБ) в систему стратегического планирования на региональном уровне. Именно детальный ТЭБ является планом развития топливно-энергетического комплекса Тюменской области. Безусловно, природный газ является базовым топливом для региональной генерации (это отмечается в документе). Поэтому расширение пропускной способности газотранспортной инфраструктуры, в том числе — через строительство дополнительных ГРС, наиболее короткий путь к энергетической стабильности региона. Безусловно, легкое недоумение вызывает тот факт, что главный газоносный регион России до сих пор не газифицирован полностью. «Особенности национальной газификации» — по-другому и не скажешь», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Администрация региона рассматривает газификацию региона как своего рода «трамплин» для промышленного производства. Создание недискриминационных условий для подключения к газораспределительным сетям и получения достаточных объемов природного газа — одно из приоритетных направлений в долгосрочной стратегии социально-экономического развития Тюменской области. Развитие топливно-энергетического комплекса должно значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, несколько компенсировать логистические неудобства — безусловное обременение для любого производства, расположенного на территории удаленного от единого рынка и крупных транспортных магистралей региона.
Отдельное, самое пристальное, внимание Правительство Тюменской области уделяет именно социальной догазификации. Через призму повышения уровня благосостояния населения, увеличения количества подключенных к единой газотранспортной системе частных домохозяйств рассматривается актуальная программа.
«Кластерный подход, который сегодня повсеместно интегрируется в долгосрочные программы социально-экономического развития регионов России, подразумевает развитую инфраструктуру. Тюменская область, в этом свете, является одним из наиболее перспективных регионов. Сегодня, в условиях недостатка недорогих энергоресурсов на региональном рынке, промышленность региона оценивается, как умеренно развитая. В свою очередь доступность газового топлива сделает производственный комплекс региона одним из наиболее перспективных. В условиях галопирующих темпов роста сетевых тарифов, дешёвое топливо — один из ключевых маркеров, обеспечивающих высокую привлекательность территории для инвесторов. В том числе — из азиатского региона, который сегодня является чуть ли не единственным источником зарубежного капитала», — добавил эксперт.