В современной России лоббизм вовсе не тождествен коррупции и играет, хотя и в разных формах, позитивную роль в развитии регионов. Даже самый грамотный социально направленный проект нуждается в продвижении и правильном позиционировании в органах власти. Построить бизнес без грамотного «джиара» непросто.
В последнее время все большее распространение получает так называемый «цивилизованный» лоббизм. В условиях, когда потенциал, уровень развития и ресурсные базы регионов сильно разнятся, лоббирование интересов своего дела или, как в случае региональной власти, интересов своего субъекта Федерации, становится вопросом устойчивого поступательного развития.
Противники этой точки зрения ссылаются в основном на два аргумента. Первый — лоббизм, в конечном счете, связан с коррупцией и личной приближенностью к власти, что является неинституционализированным явлением. Второй — лоббизм мешает здоровой конкуренции, что негативно сказывается на развитии всего общества.
Диалог с бизнесом
Площадок, форм общения бизнеса и власти не так много. Консультирование, экспертизы, осуществляемые, например, ТПП, являются законным и цивилизованным способом диалога. Прежние «теневые» методы воздействия не отошли в прошлое, а лишь стали более латентными и сложнее организованными. Дача взятки, «криминал», сегодня встречается редко, но существует множество методов иначе заинтересовать чиновника. Так, материальные средства могут передаваться его родным в виде доли или должности в той или иной компании и т. д.
Еще одним изменением, произошедшим в отношениях бизнеса и власти, стоит назвать повышение сознательности и ответственности с обеих сторон. Власть не может эффективно функционировать без диалога с бизнесом, без четкого понимания его интересов, она заинтересована в его развитии. В конце концов, власть зачастую не в состоянии выполнить свои социально значимые функции без привлечения ресурсов бизнеса (государственно-частное партнерство). В то же время бизнес начинает осознавать свои возможности. Все чаще предприниматели координируют свои усилия для решения не сиюминутных и отраслевых, а стратегических и общезначимых задач.
Характеризуя объект лоббирования, следует прежде всего отметить, что для деятельности по продвижению групповых интересов в регионах ЦФО характерно оказание давления в большей степени на органы исполнительной, чем законодательной ветви государственной власти, что является общероссийским трендом.
Наибольший интерес для лоббистов представляют региональные энергетические комиссии (РЭК), регулирующие тарифы. Бурное развитие строительного бизнеса предопределило появление мощного строительного лобби, которое все активней начинает отстаивать свои интересы. Это способствует усилению подразделений, отвечающих за выдачу лицензий на застройку. Традиционно высока роль ведомств, проводящих приватизационные конкурсы, отвечающих за государственный заказ и осуществляющих контрольно-счетные функции. Вместе с тем сохраняется и интерес к законодательной власти. Об этом можно судить по возросшему числу депутатов-бизнесменов, которые стремятся заниматься законотворческой деятельностью. Обращение к исполнительной власти позволяет быстро решить конкретный вопрос индивидуального характера, в то время как обращение к власти законодательной дает возможность отстоять общие интересы в долгосрочной перспективе.
К ключевым технологиям лоббирования в регионах ЦФО относятся: выступление в профильных комитетах представительного органа, составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента, grass-roots lobbying, совместная разработка бизнесом и властью программ развития регионов, организация круглых столов, обсуждений и научно-практических конференций, предоставление экспертной информации чиновникам и депутатам, внедрение агентов влияния в органы государственной власти, взносы в избирательные фонды, применение PR-технологий.
Битва за площадки
Среди основателей лоббистской деятельности на уровне регионов ЦФО стоит выделить ассоциации (объединения малого бизнеса), местные холдинги, отдельные крупные производственные предприятия и корпорации федерального уровня.
Так, в Белгородской области успешным лоббистом эксперты называли малый бизнес. Здесь при содействии губернатора функционирует Фонд поддержки малого предпринимательства, который достаточно эффективно представляет интересы региональных предпринимателей и проводит заседания с участием представителей власти и бизнес-сообщества. В Тамбовской области большое влияние имеет местное отделение ТПП. Палата добилась того, что ни один экономический законопроект не выносится на рассмотрение в местное законодательное собрание без ее экспертизы и визы. Это дает ей право фактически контролировать экономическую политику области на уровне представительной власти. Однако технологии лоббизма не всегда вписываются в рамки законов. Так, в Брянской области существует гильдия предпринимателей, которая монополизировала власть в областном центре, что является причиной постоянных конфликтов с областной администрацией. Эта же ассоциация блокирует приход в регион капитала из других субъектов, при этом не инвестируя средств в собственную область. В Липецке местная строительная компания продавила решение о возведении элитного жилья в заповедном районе города, что является еще одним примером теневых технологий. Однако впоследствии разрешение на строительство было отозвано.
Приход капитала из других регионов зачастую подготавливается лоббистами. Так, в силу некоторых политических факторов, в Костроме большинство строительных работ проводится московскими и ярославскими, а не костромскими компаниями. Костромским строителям приходится искать работу за пределами области. Этот пример не единственный.
Московские фирмы проявляют большой интерес к строительству и в других регионах, включая калужский. Результатом становится вытеснение местных строителей. Экспансию в регионы легко объяснить — строительство сейчас весьма прибыльно, но требует значительных по региональным меркам стартовых средств. Поэтому московский капитал начинает выходить в регионы, выдавливая местных конкурентов. Большая сфера влияния и высокая доходность обращают внимание многих на строительство и, соответственно, порождают не только конкуренцию, но и лоббизм. Развитие как всей строительной отрасли, так и ее прямого следствия — строительного лобби — наблюдается во всех регионах.
В битву за стройплощадки включаются органы как законодательной, так и исполнительной власти. Основной причиной активизации строительного лоббизма считается запуск приоритетного нацпроекта «Доступное жилье».
Отдельно стоит сказать о таком «игроке», как Москва. Инвестированием и распространением своего влияния занимаются и бизнес как таковой, и правительство Москвы, заинтересованное, например, в стабильности поступления продовольственных товаров в столицу. В любом случае, московский инвестор обладает связями, средствами и зачастую — более продвинутыми технологиями и компетентными специалистами, а также богатым опытом представительства интересов. Кроме того, объем средств у него таков, что он может осваивать самые масштабные проекты на региональном уровне, приводить «длинные деньги», на что, как правило, не способны местные бизнесмены или предприниматели из соседних областей.
Московский инвестор не имеет долгой истории противостояния или сотрудничества с местной властью, он приходит делать бизнес и получать прибыль, оставаясь в Москве, и потому влияние на местные проблемы его интересует куда меньше. Он схож с иностранным инвестором, однако куда лучше знаком с правилами ведения бизнеса в России и имеет гораздо лучшие отношения с властью. Он тоже заинтересован в создании наилучших условий для ведения своего бизнеса, что толкает его на лоббирование интересов.
Многие эксперты отмечают неоднозначные последствия прихода московского капитала, считая это явление неизбежным и даже в некотором смысле прогрессивным. К минусам прихода московских инвесторов относят, например то, что Москва переносит в различные регионы те предприятия, которые являются вредными или в той или иной степени невыгодными, но в которых пока существует необходимость. Приход в регионы сетевых магазинов и прочих более крупных конкурентов подчас оборачивается банкротством местного малого бизнеса.
Лояльность к власти
Специфика калужского региона заключается в наличии ряда крупных отраслей экономики. Черная металлургия представлена одной компанией — «Промышленно-металлургическим холдингом» (ПМХ), которой принадлежит предприятие «Кронтиф-Центр» (Людиново).
На территории области представлены подотрасли машиностроения — авиастроение и тяжелое энергетическое машиностроение. Предприятием авиастроительной отрасли владеет корпорация «Аэрокосмическое оборудование». В рамках тяжелого машиностроения действует концерн «Силовые машины» (крупнейший российский производитель энергетического оборудования, совместное предприятие холдинга «Интеррос» и концерна «Сименс»). Ему принадлежит блокирующий пакет акций Калужского турбинного завода.
В рамках Калужской области действует всего одна компания, представляющая целлюлозно-бумажную отрасль — «Континенталь Менеджмент». На территории области она владеет Кондровской и Троицкой бумажными фабриками.
Промышленная отрасль по производству строительных материалов представлена «Медынским заводом строительных материалов» (владеет группа компаний «Бородино»).
На территории региона представлены сразу три компании, входящие в российский АПК. Прежде всего, это опять же «Бородино». Компания контролирует предприятие «Русское мороженое» (Медынь) и Кондровский мясокомбинат. Компания «Вимм-Билль-Данн» владеет Обнинским молочным заводом, а компании «Продо» — крупнейшему игроку в мясной отрасли — принадлежит Калужская птицефабрика.
Еще одна особенность региона — формирование мощного автомобильного кластера, с участием мировых концернов. Немецкий «Фольксваген» уже наладил сборочное производство автомобилей. На подходе «Вольво», «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси».
Наиболее активные лоббистские структуры в калужском регионе: областная Ассоциация развития игорного бизнеса, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, Ассоциация лесопромышленников, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства.
По оценкам экспертов, система отношений власти и бизнеса в Калужской области имеет устоявшийся характер. Судьба крупных проектов неизменно решается на уровне губернатора и областной администрации. При решении менее важных вопросов ключевую роль играет членство в партии «Единая Россия». Местные ассоциации и, в первую очередь, калужская ТПП лояльны к власти. При этом для новых игроков членство в ТПП может стать своего рода рекомендацией. Как и в других регионах, лидирующей отраслью в плане лоббизма является строительная (только в городской думе Калуги несколько депутатов-строителей). Как и в Рязанской области, предприятия ВПК играют довольно заметную роль в экономике региона, однако не столь активны в плане представительства интересов.
Калужская область также является одним из регионов, испытывающих сильное влияние московского бизнеса.
Таким образом, областная администрация, ТПП, законодательные собрания области, региональное отделение «Единой России» тесно взаимосвязаны. В таких условиях главные усилия по продвижению бизнеса направлены на вхождение в эту консолидированную региональную элиту. При этом решающее значение имеют личные отношения с исполнительной властью.
Хороший лоббист
Лоббистская деятельность может служить показателем эффективности управления в регионе. Губернатор, как должностное лицо категории «А» в системе российской государственной службы, не имеет права рассматривать интересы бизнеса как свои собственные, отдавая предпочтение тем или иным предпринимателям или их группам. В противном случае на уровне региона это может повлечь монополизацию отдельных сегментов рынка, сфер оказания услуг, что повредит простым потребителям и области в целом. На межрегиональном и федеральном уровнях губернатор вынужден выступать как лоббист в интересах бизнеса своего региона. Хороший губернатор — это хороший лоббист, считают многие эксперты.
Лоббируя интересы бизнеса предприятий региона, губернатор тем самым обеспечивает области новые рабочие места, рост зарплат и поступления в бюджет. В одной из самых динамично развивающихся областей — Калужской — с течением времени создавались все новые и новые структуры при губернаторе, а также поощрялось развитие бизнес-объединений, созданных самими предпринимателями.
Также следует отметить, что именно личные связи, влияние и харизма главы областной администрации помогают привлекать в регион крупные федеральные средства и иностранные инвестиции.
Особый интерес для губернаторов представляют также крупные компании и корпорации. Нахождение в области головного офиса крупной фирмы существенно повышает не только налоговые поступления, но и инвестиционную привлекательность региона.
Предприниматель нередко является более профессиональным управленцем, чем чиновник областной администрации. Связано это с тем обстоятельством, что бизнесмен учится зарабатывать деньги, а чиновник — тратить. Такое положение вещей создает почву для постоянной критики власти со стороны бизнеса. Поэтому власти привлекают бизнес-ассоциации к разработке программ, законов и прочих значимых проектов.
Но, как отмечают эксперты, нередко такие меры носят формальный характер и результаты очень далеки от рекомендаций, предоставляемых бизнес-сообществом. А пока, по меткому выражению одного из экспертов, «власть и бизнес говорят на разных языках».
Для принятия компетентных решений необходимо создание реально функционирующих консультативных структур. Предоставление возможности проведения консультаций и экспертных оценок будет формой цивилизованного лоббизма. Для эффективного развития региона необходимо поддерживать, лоббировать интересы регионального бизнеса на межрегиональном уровне. В противном случае бизнес будет использовать теневые лоббистские технологии.
Источник: Махортов Евгений,»Лобби интересов «// «Калужский перекресток» за 02.10.2008