Государственная власть – настолько сильнодействующее вещество, что любые дискуссии и рефлексии, которые ее касаются, вызывают живой отклик и мощный резонанс. Особенно в такое интересное время, в которое мы (увы, как говорил один мудрый раввин) живем.

Для репутологов властные структуры интересны, прежде всего, как очень специфическая аудитория стейкхолдеров, с которой надо работать особым образом. Методологический подход к организации GR-работы зависит от того, власть какого государства является предметом рассмотрения. В истинно независимом и суверенном государственном образовании GR многогранен, многолик и использует богатый инструментарий. Тогда как в случае территории, формально именуемой государством, но de facto находящейся под внешним управлением, достаточно знать и использовать индивидуальных или коллективных медиаторов (агентов влияния, представляющих интересы того или юного субъекта управления).

Вторая ситуация, разумеется, сугубо гипотетическая – sapienti sat. Поэтому далее речь пойдет исключительно о суверенном государстве, у которого есть национальные интересы, и эти интересы есть, кому защищать. А значит, сводить GR к работе с медиаторами – то же самое, что выхолостить «Кама-Сутру» до вариаций миссионерской позы.

Исходя из этого, рассмотрим полнофункциональную систему GR во всем многообразии форм, направлений, ракурсов и уровней. И охарактеризуем семь анатомических особенностей этой сферы деятельности.

1.  Нравится это или нет людям, занимающим позиции GR-менеджеров (директоров и иже с ними) в корпоративной иерархии, любые Relations выстраиваются как коммуникация. И в случае Government Relations коммуникативная активность имеет своей целью трансформировать процесс общения (публичного ли, кулуарного ли, прямого или опосредованного фронтменами и «интегрированными лоббистами») в доверие, лояльность, репутационные дивиденды и, в конечном итоге, в экономические выгоды. То есть является частью общей системы репутационного менеджмента. Поэтому неважно, что написано в должностной инструкции GR-специалиста. Безразлично как взаимодействуют, или с каким выражением лица угрюмо сидят по функциональным квартирам (чтобы не дай Бог не делать чужую работу и не помогать друг другу в крысиных гонках по вертикали и горизонтали) PR-, IR- и GR-сотрудники. Малозначимо, каких индивидуальных или коллективных лидеров мнений компания задействует в своей GR-работе. Но при любых конфигурациях «на выходе» необходимо добиться, чтобы категория стейкхолдеров «власть» в максимально возможной степени содействовала достижению поставленных бизнес-целей. В идеале – не слишком в ущерб обществу.

2.  GR – стратегическая коммуникация, как и репутационный менеджмент. Соответственно, лоббирование, которое часто ошибочно отождествляют с Government Relations, соотносится с общей системой GR, как частное и общее. И имеет сугубо тактический характер, то есть, связан, прежде всего, с реализацией конкретных проектов, локализованных во времени.

3.  Элементы GR присутствуют в деятельности любых бизнес-структур, поскольку государственная власть многолика и вездесуща. Просто в случае больших холдингов «доверительные взаимоотношения с прицелом на экономическую выгоду» выстраиваются с более влиятельными властными институтами (органы центральной и местной власти в лице высокопоставленных чиновников), а на уровне малого бизнеса – с контролирующими инстанциями в лице «пожарников-СЭС- и др.». И путь от коммутанта к виоленту зачастую пролегает через «точку G».

Семь составляющих правильной GR-работы
Семь составляющих правильной GR-работы

4.   «Точка G» аббревиатуре GR – это совершенно не обязательно госслужащий, являющийся «лицом, принимающим решение (ЛПР)» по интересующему бизнес-вопросу.  В процессе коммуникации могут быть задействованы дружественные эксперты, вхожие в соответствующие кабинеты, помощники и советники, родные и близкие соответствующих ЛПР.

5.  Инструментарий GR, независимо от того, реализует ли компания эту функцию самостоятельно или пользуется услугами посредников, чтобы не пятнать свои белые одежды, разнообразен. И, в то же время, легко агрегируем до традиционного арсенала репутационного менежмента: 1) оффлайновые и онлайновые события-инфоповоды; 2) оффлайновые и онлайновые СМИ; 3) социальные сети реального и виртуального мира, являющиеся инфраструктурой распространения информационного сигнала. Примерами отдельных инструментов являются:

— «Процедурные» активности: заявления, обращения, слушания и т.п.

— Работа с ЛПР и лидерами мнений, в т.ч. программы лояльности.

— Проекты корпоративной социальной ответственности (для местных громад, отраслевых сообществ и т.п.)

— Дружественные «группы особых интересов» (общественные организация, движения инициативы – как естественные grass-roots, так и симулякровые astroturging) и др.

6. Типовые GR-проекты имеют разный масштаб, временной горизонт и уровень коммуникации (стратегический, тактический – см. п. 2). В формате ежедневной активности Government Relations представляют собой практическую работу по организации непрерывного диалога с соответствующими государственными институтами по текущим вопросам жизнедеятельности бизнеса: взаимодействие с представителями власти всех уровней, политическими партиями и их лидерами, кандидатами на выборные посты и прочими категориями стейкхолдеров. Аналитический аспект GR чаще всего касается подготовки проектов тех или иных правовых документов, алгоритмов их продвижения, анализа уровня политического риска и проектирования мер по его минимизации, мониторинга лоббистских кампаний конкурентов и т.п. И, наконец, лоббирование как тактический уровень GR предполагает продвижение интересов компании в органах власти, включая мероприятия по коррекции правового поля в желаемом направлении.

7. Эффективность GR-работы может быть оценена как жестко-количественно (комплексом определенных KPI), так и качественно – как изменение поведенческих реакций целевых ЛПР, обуславливающих принятие выгодных для компании решений.

… Для украинского GR в последнее время помимо прочих врожденных страновых дефектов (коррупционной составляющей, партизанских стратегий, манипулятивных тактик)характерна нечеткая конфигурация власти. В процессе переформатирования политической элиты изменились цепочки принятия решений, перестали быть очевидными «точки входа» («старые» мигрируют, «новые» мерцают), появился дамоклов меч природного и искусственно нагнетаемого народного гнева, на который не могут не обращать внимание ЛПР. И это налагает свой отпечаток на всю GR-работу. В том числе и нравственно-окрашенный: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Николай Бердяев «Философия неравенства. О государстве»).  И каждое ЛПР бизнес-среды несет ответственность за то, куда его GR-стратегия приведет государство и народ, его населяющий. Sapienti sat.

Источник: http://forbes.ua/woman/1384613-sem-sostavlyayushchih-pravilnoj-gr-raboty

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.