Ассоциация специалистов по связям бизнеса и государства «GR-Лига», объединяющая топ-менеджеров по взаимодействию с органами государственной власти, а также руководителей ведущих консалтинговых организаций в этой области, в 2015 году инициировала разработку профессионального стандарта.
С начала 2016 года Рабочая группа GR-Лиги по профстандарту в составе: Олег Румянцев (со-руководитель РГ), Андрей Дегтярев (со-руководитель РГ), Кристина Ахматова («Румянцев и партнеры»), Эдуард Войтенко (Baikal Communications Group), Юлия Грязнова (РАСО), Андрей Дорский(СПбГУ), Кирилл Тузов (Baikal Communications Group), Кристиан де Фолуа (AALEP), Александр Шатилов (Финансовый университет при Правительстве РФ) разрабатывает предложения к проекту функциональной карты, которые войдут в основу анкеты для опроса лидеров отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций. Профстандарт, подготовленный на основе модели компетенций и включающий необходимые механизмы оценки соответствия, может стать эффективным инструментом в реализации корпоративной кадровой политики.
В развитие меморандума о сотрудничестве и продолжение отраслевого диалога GR-Лига обменивается опытом и разрабатывает предложения к минимальным требованиям для стандарта GR-специалистов в ЕС совместно с Ассоциацией аккредитованных лоббистов при ЕС (AALEP). Синхронизированные стандарты деятельности GR-специалистов позволят вывести отношения российских и зарубежных партнеров на более качественный уровень взаимодействия и сотрудничества с наднациональными органами управления.
Проект функциональной карты включает 5 видов обобщенно-трудовых функций:
1) Корпоративный и отраслевой GR-менеджмент: блок содержит описание функций и действий GR-специалистов на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях управления.
2) GR-консалтинг (аутсорсинговые услуги по консультированию и представлению коммерческих интересов по договору): включает детализированное описание работы внешнего консультанта по представлению коммерческих интересов клиента и развитию внешних корпоративных отношений с органами государственной власти.
3) Аналитика и экспертиза: предложен набор трудовых действий по разработке информационно-аналитической документации, проведению экспертизы на соответствие требованиям законодательству, а также подчеркнута специфика деятельности GR-специалиста — выделено в качестве самостоятельной трудовой функции исследование стейкхолдеров и внешней коммуникационной среды GR-проекта.
4) Взаимодействие со стейкхолдерами: первоочередным выделено взаимодействие с заинтересованными сторонами и лицами, принимающими решения — государственными гражданскими и муниципальными служащими, а также комплекс действий по представлению и продвижению коммерческих интересов.
Не менее важным направлением предложено участие в деятельности деловых ассоциаций, некоммерческих организаций и саморегулируемых организаций с описанием действий по выстраиванию коалиций и выработке общеотраслевых позиций с учетом баланса коммерческих и общественных интересов.
5) Административное и иное обеспечение условий ведения GR-работы: включены действия по кадровому и финансовому обеспечению, а также правовому сопровождению GR-проекта.
Функциональная карта содержит знания и умения в рамках управленческих, коммуникационных, экспертно-аналитических и рекомендательно-проектировочных компетенций.
Знания – необходимая информация для выполнения работы в соответствии с уровнем занимаемой должности. Базовый уровень предполагает знание фундаментальных основ GR; средний уровень — обширные знания в области GR, знание и применение GR-практик; продвинутый уровень – признанную экспертизу, применение различных практик и подходов, а также успешный опыт реализации GR-проектов. GR-специалист обязан соответствовать общим требованиям к соблюдению Кодекса этики Российских специалистов по взаимодействию с органами власти (принят GR-Лигой в 2013 году) и «правилам игры» профессионального сообщества.
Навыки и умения относятся к способам управления информацией. Особое место в функциональной карте занимают навыки проведения конституционно-правового, политико-административного и социально-экономического анализа.
Способности прослеживаются через действия или поведение и отличаются от склонностей тем, что последние отражают только потенциал для осуществления деятельности. Например, GR-специалист должен обладать высокой степенью терпения и тактичности, а также способностью находить консенсус с различными группами интересов, убеждать и оказывать влияние.
Олег РУМЯНЦЕВ, президент GR-Лиги, со-руководитель Рабочей группы GR-Лиги по профстандарту:
«Мы сторонники мягкой модели регулирования и развития сферы GR. Суть стратегии развития категории представления интересов и регулирования их деятельности, по моему убеждению – в реализации духа и буквы нашей Конституции, принципов участия в управлении, представления интересов, права на обращение в органы власти, права на коммуникацию. Обращение к Конституции – наша общая постоянная гражданская задача. В противном случае, жить будем «как всегда».
Отрасль продвижения интересов активно развивается и структурируется. Создаются объединения лиц, являющихся специалистами по связям бизнеса с органами государственной власти, руководствующимися высокими этическими стандартами, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и в области противодействия коррупции. Перспективной может стать задача формированию профильных объединений специалистов по связям бизнеса с органами государственной власти, представителей коммерческих интересов, специалистов по коммуникациям».
Андрей ДЕГТЯРЕВ, вице-президент GR-Лиги по науке и профессионально-образовательной деятельности, со-руководитель Рабочей группы GR-Лиги по профстандарту:
«В разработке обоих видов стандартов (профессиональной квалификации и образовательной подготовки) заинтересованы как работодатели из государственных и негосударственных организаций, так и их СРО, деловые и профессиональные организации.
На сегодняшний день в сфере подготовки политических специалистов (политических экспертов и консультантов, и пр.) назрел ряд проблем, без решения которых трудно себе представить дальнейшее определение профессиональной квалификации (идентичности) и развитие профессиональной подготовки (образования) в данной сфере.
Во-первых, пока что самой профессии GR-специалиста (менеджера и консультанта), как специалиста по представлению и продвижению интересов нет в разработанных Минтрудом РФ «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утвержден Госстандартом РФ 1996 г.) и «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утвержден Минтрудом РФ в 1998 г., действующая редакция от 12.02.2014). Необходимо обсудить и обосновать модель нашей профессии для дальнейшего её внесения в данные Классификатор и Справочник.
Во-вторых, нужно обсудить и определить основные специализации в рамках в рамках уже сложившихся в РФ практик.
В-третьих, нужно построить профессиональный стандарт специалиста по GR с системой обобщённых и специальных трудовых функций.
И, в-четвертых, нужно построить модель образовательного стандарта подготовки специалиста, с его компетенциями, знаниями и навыками, с опорой на определение трудовых функций в рамках профcтандарта по GR, согласно установленным ныне новым строгим требованиям Минтруда РФ и Минобрнауки РФ, в соответствии с которыми и будет проходить процедура найма кадровыми службами работника данной профессии».
Александр ШАТИЛОВ, декан Факультета политологии Финансового университета при Правительстве РФ:
«Подготовка профессионального стандарта раньше образовательного, на мой взгляд, является вполне обоснованной и полезной инициативой для нашего сообщества. Ни для кого не секрет, что нередко образовательные стандарты спускаются «сверху» и уже под них подстраиваются авторы профессионального «собрата». Здесь же возникает уникальная возможность совершить прямо противоположное — дать ориентиры и приоритеты для коллег из академической сферы. Кроме того, в условиях текущего кризиса и «войны санкций» важно согласовать интересы и сферы деятельности власти и бизнеса. Даже таких «деликатных», как GR. И профессиональный стандарт, несомненно, будет этому способствовать».
Андрей ДОРСКИЙ, д.ф.н., Санкт-Петербургский государственный университет:
«Необходимость официального признания GR и лоббизма очевидна. Причин много, среди них — практика ФАС, квалифицирующей представление интересов как недобросовестную конкуренцию. Для меня как сотрудника образовательного учреждения принятие профессионального стандарта значимо и в другом аспекте: в соответствии с профессиональным должен быть разработан образовательный стандарт. Эти два документа представляются неразрывными составляющими единого процесса институализации профессии. Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, на которой я служу, имеет опыт обучения магистрантов по GR, научно-исследовательский задел, была одним из инициаторов создания Петербургского GR-клуба. Мы надеемся продолжать деятельность в этом направлении, а накопленный нами багаж может быть полезен как при разработке профессионального, так и при создании в будущем образовательного стандарта».
По результатам опроса GR-менеджеров и консультантов планируется подготовка аналитического обзор ключевых компетенций на российском рынке GR. Доработанный проект профстандарта будет опубликован на сайте Минтруда РФ.