Ассоциация специалистов по связям бизнеса и государства «GR-Лига», объединяющая топ-менеджеров по взаимодействию с органами государственной власти, а также руководителей ведущих консалтинговых организаций в этой области, в 2015 году инициировала разработку профессионального стандарта.

С начала 2016 года Рабочая группа GR-Лиги по профстандарту в составе: Олег Румянцев (со-руководитель РГ), Андрей Дегтярев (со-руководитель РГ), Кристина Ахматова («Румянцев и партнеры»), Эдуард Войтенко (Baikal Communications Group), Юлия Грязнова (РАСО), Андрей Дорский(СПбГУ), Кирилл Тузов (Baikal Communications Group), Кристиан де Фолуа (AALEP), Александр Шатилов (Финансовый университет при Правительстве РФ) разрабатывает предложения к проекту функциональной карты, которые войдут в основу анкеты для опроса лидеров отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций. Профстандарт, подготовленный на основе модели компетенций и включающий необходимые механизмы оценки соответствия, может стать эффективным инструментом в реализации корпоративной кадровой политики.

В развитие меморандума о сотрудничестве и продолжение отраслевого диалога GR-Лига обменивается опытом и разрабатывает предложения к минимальным требованиям для стандарта GR-специалистов в ЕС совместно с Ассоциацией аккредитованных лоббистов при ЕС (AALEP). Синхронизированные стандарты деятельности GR-специалистов позволят вывести отношения российских и зарубежных партнеров на более качественный уровень взаимодействия и сотрудничества с наднациональными органами управления.

Проект функциональной карты включает 5 видов обобщенно-трудовых функций:

1) Корпоративный и отраслевой GR-менеджмент: блок содержит описание функций и действий GR-специалистов на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях управления.

2) GR-консалтинг (аутсорсинговые услуги по консультированию и представлению коммерческих интересов по договору): включает детализированное описание работы внешнего консультанта по представлению коммерческих интересов клиента и развитию внешних корпоративных отношений с органами государственной власти.

3) Аналитика и экспертиза: предложен набор трудовых действий по разработке информационно-аналитической документации, проведению экспертизы на соответствие требованиям законодательству, а также подчеркнута специфика деятельности GR-специалиста — выделено в качестве самостоятельной трудовой функции исследование стейкхолдеров и внешней коммуникационной среды GR-проекта.

4) Взаимодействие со стейкхолдерами: первоочередным выделено взаимодействие с заинтересованными сторонами и лицами, принимающими решения — государственными гражданскими и муниципальными служащими, а также комплекс действий по представлению и продвижению коммерческих интересов.

Не менее важным направлением предложено участие в деятельности деловых ассоциаций, некоммерческих организаций и саморегулируемых организаций с описанием действий по выстраиванию коалиций и выработке общеотраслевых позиций с учетом баланса коммерческих и общественных интересов.

5) Административное и иное обеспечение условий ведения GR-работы: включены действия по кадровому и финансовому обеспечению, а также правовому сопровождению GR-проекта.

Функциональная карта содержит знания и умения в рамках управленческих, коммуникационных, экспертно-аналитических и рекомендательно-проектировочных компетенций.

Знания – необходимая информация для выполнения работы в соответствии с уровнем занимаемой должности. Базовый уровень предполагает знание фундаментальных основ GR; средний уровень — обширные знания в области GR, знание и применение GR-практик; продвинутый уровень – признанную экспертизу, применение различных практик и подходов, а также успешный опыт реализации GR-проектов. GR-специалист обязан соответствовать общим требованиям к соблюдению Кодекса этики Российских специалистов по взаимодействию с органами власти (принят GR-Лигой в 2013 году) и «правилам игры» профессионального сообщества.

Навыки и умения относятся к способам управления информацией. Особое место в функциональной карте занимают навыки проведения конституционно-правового, политико-административного и социально-экономического анализа.

Способности прослеживаются через действия или поведение и отличаются от склонностей тем, что последние отражают только потенциал для осуществления деятельности. Например, GR-специалист должен обладать высокой степенью терпения и тактичности, а также способностью находить консенсус с различными группами интересов, убеждать и оказывать влияние.

Олег РУМЯНЦЕВ, президент GR-Лиги, со-руководитель Рабочей группы GR-Лиги по профстандарту:

«Мы сторонники мягкой модели регулирования и развития сферы GR. Суть стратегии развития категории представления интересов и регулирования их деятельности, по моему убеждению  – в реализации духа и буквы нашей Конституции, принципов участия в управлении, представления интересов, права на обращение в органы власти, права на коммуникацию. Обращение к Конституции – наша общая постоянная гражданская задача. В противном случае, жить будем «как всегда».

Отрасль продвижения интересов активно развивается и структурируется. Создаются объединения лиц, являющихся специалистами по связям бизнеса с органами государственной власти, руководствующимися высокими этическими стандартами, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и в области противодействия коррупции. Перспективной может стать задача формированию профильных объединений специалистов по связям бизнеса с органами государственной власти, представителей коммерческих интересов, специалистов по коммуникациям».

 

Андрей ДЕГТЯРЕВ, вице-президент GR-Лиги по науке и профессионально-образовательной деятельности, со-руководитель Рабочей группы GR-Лиги по профстандарту:

«В разработке обоих видов стандартов (профессиональной квалификации и образовательной подготовки) заинтересованы как работодатели из государственных и негосударственных организаций, так и их СРО, деловые и профессиональные организации.

На сегодняшний день в сфере подготовки политических специалистов (политических экспертов и консультантов, и пр.) назрел ряд проблем, без решения которых трудно себе представить дальнейшее определение профессиональной квалификации (идентичности) и развитие профессиональной подготовки (образования) в данной сфере.

Во-первых, пока что самой профессии GR-специалиста (менеджера и консультанта), как специалиста по представлению и продвижению интересов нет в разработанных Минтрудом РФ «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утвержден Госстандартом РФ 1996 г.) и «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утвержден Минтрудом РФ в 1998 г., действующая редакция от 12.02.2014). Необходимо обсудить и обосновать модель нашей профессии для дальнейшего её внесения в данные Классификатор и Справочник.

Во-вторых, нужно обсудить и определить основные специализации в рамках в рамках уже сложившихся в РФ практик.

В-третьих, нужно построить профессиональный стандарт специалиста по GR с системой обобщённых и специальных трудовых функций.

И, в-четвертых, нужно построить модель образовательного стандарта подготовки специалиста, с его компетенциями, знаниями и навыками, с опорой на определение трудовых функций в рамках профcтандарта по GR, согласно установленным ныне новым строгим требованиям Минтруда РФ и Минобрнауки РФ, в соответствии с которыми и будет проходить процедура найма кадровыми службами работника данной профессии».

 

Александр ШАТИЛОВ, декан Факультета политологии Финансового университета при Правительстве РФ:

«Подготовка профессионального стандарта раньше образовательного, на мой взгляд, является вполне обоснованной и полезной инициативой для нашего сообщества. Ни для кого не секрет, что нередко образовательные стандарты спускаются «сверху» и уже под них подстраиваются авторы профессионального «собрата». Здесь же возникает уникальная возможность совершить прямо противоположное — дать ориентиры и приоритеты для коллег из академической сферы. Кроме того, в условиях текущего кризиса и «войны санкций» важно согласовать интересы и сферы деятельности власти и бизнеса. Даже таких «деликатных», как GR. И профессиональный стандарт, несомненно, будет этому способствовать».

 

Андрей ДОРСКИЙ, д.ф.н., Санкт-Петербургский государственный университет:

«Необходимость официального признания GR и лоббизма очевидна. Причин много, среди них — практика ФАС, квалифицирующей представление интересов как недобросовестную конкуренцию. Для меня как сотрудника образовательного учреждения принятие профессионального стандарта значимо и в другом аспекте: в соответствии с профессиональным должен быть разработан образовательный стандарт. Эти два документа представляются неразрывными составляющими единого процесса институализации профессии. Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, на которой я служу, имеет опыт обучения магистрантов по GR, научно-исследовательский задел, была одним из инициаторов создания Петербургского GR-клуба. Мы надеемся продолжать деятельность в этом направлении, а накопленный нами багаж может быть полезен как при разработке профессионального, так и при создании в будущем образовательного стандарта».

По результатам опроса GR-менеджеров и консультантов планируется подготовка аналитического обзор ключевых компетенций на российском рынке GR. Доработанный проект профстандарта будет опубликован на сайте Минтруда РФ.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.