Участники рынка государственно-частного партнерства (ГЧП) констатируют: рынок находится в стагнации — ее вызвали различные взгляды ведомств на концессии, что не повышает уверенность инвесторов. Частные партнеры говорят об увеличении рисков, необходимости структурирования проектов и развития их финансовых механизмов, а также о создании единого координатора ГЧП. В Минэкономики готовы стать «единым окном» для таких проектов.

В центре внимания участников «Саммита лидеров инфраструктурных проектов» в конце прошлой недели оказались последствия «башкирского дела». Напомним, в начале года УФАС по Башкирии аннулировало итоги конкурса на строительство трассы Стерлитамак—Магнитогорск. Плата концедента — правительства Башкирии — включала полное возмещение затрат инвестора на создание и эксплуатацию объекта, и ФАС сочла концессию госзакупкой, потребовав конкурса по правилам ФЗ-44. Против были Минэкономики и Минтранс. Конфликт пришлось урегулировать первому вице-премьеру Игорю Шувалову — на мартовской коллегии Минэкономики было решено разработать законопроект, разграничивающий закупки и концессии.

По словам исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светланы Бик, от такого стресса рынок замер: за 11 месяцев было заключено 35 крупных концессионных соглашений с инвестициями свыше 100 млн руб. (как и в 2016 году), и только по 11 проектам финансирование превысило 1 млрд руб.

«Рынок не понимает, куда двигаться дальше, несмотря на заявления первых лиц о том, что развитие инфраструктуры является приоритетом»

,— отметила госпожа Бик.

Проблему не решить без координации госструктур. «Складывается впечатление, что они представляют не единое государство, а делегации разных стран»,— отметил зампред правления «Росавтодора» Александр Носов. Выступить «точкой сборки» готовы в Минэкономики, заверила собравшихся врио главы департамента инвестиционного развития Екатерина Сороковая.

«Мы будем единым окном, принимающим замечания и предложения рынка, а дальше будем решать вопросы с привлечением других ведомств»

,— пояснила она.

«Дорожная карта» инфраструктурной ипотеки, направленная в правительство, должна дать Минэкономики такие полномочия. По словам представителя ведомства, реформа концессий должна предусматривать не только создание финансового механизма для более эффективного использования бюджетных средств и снижения доли госзаказа, но и комплексное решение проблем в строительстве и земельных отношениях. Впрочем, Минэкономики предпочитает оставить себе пространство для маневра — пока проработка вопросов не завершена, признала госпожа Сороковая.

Рынок жалуется и на неразвитость финансовых инструментов и недостаточную структурированность проектов — как в дорожном строительстве, так и в ЖКХ, говорит Александр Носов. Поиском новых механизмов, унификацией отраслевых и региональных проектов, трансфертом технологий должны заниматься институты развития, такие как фабрика проектного финансирования ВЭБа. Задача же государства — сформулировать приоритеты и обеспечить разделение рисков с инвесторами за счет гарантий финансирования, а также льготных займов и субсидий для ЖКХ, заявили участники. Повысить интерес к коммунальной сфере, где преобладают небольшие проекты, может и объединение их в пулы. Это позволит выпускать облигации на миллиарды рублей, что интересно институциональным инвесторам, пояснила замглавы Фонда ЖКХ Ольга Сердюк.

Впрочем, решить все проблемы на уровне закона все равно невозможно: рынку нужно самому утвердить для себя правила игры и выработать отраслевой стандарт, полагает глава практики ГЧП в России компании Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин.

«Во всем мире концессии регулируются на уровне soft rule, методические рекомендации — это наша основная защита от дурака и башкирских дел»

,— заявил он.


Источник: Коммерсантъ

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.