20.02.2020 г. в Государственной думе РФ прошел круглый стол, посвященный регулированию в Российской Федерации оборота и потребления никотинсодержащей продукции. В мероприятии приняли участие депутаты Государственной думы, эксперты от медицинского сообщества, представители индустрии и розничного бизнеса, общественные и профессиональные объединения.
Стороны обсудили проблемы законодательного регулирования оборота и потребления никотинсодержащей продукции, и, в частности, поправки к законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении в конце прошлого года, но в процессе подготовки ко второму чтению в документ поступило более 120 поправок, часть которых вносилось без обсуждения со сформированной в Госдуме рабочей группой, констатировал модератор круглого стола, депутат Госдумы 6 созыва, первый зампредседателя Комитета по бюджету и налогам Александр Тарнавский.
Участники мероприятия отметили, что безусловными общими требованиями, которые четко должны быть закреплены в законопроекте, являются ограничение доступа несовершеннолетних к любой никотинсодержащей продукции и запрет на распространение различных суррогатов в виде пищевой продукции, в состав которой входит никотин (конфеты, пастилки, напитки, жевательная резинка и т.п.). «Это ни у кого не вызывает сомнений», — сказал депутат ГД от ЛДПР Сергей Катасонов.
При этом аналогии в регулировании никотиносодержащей продукции, не связанной с курением табака, (возраст продаж, места потребления, ограничения рекламы и др.) не должны преследовать слепое копирование действующих норм табачного законодательства и требуют учета существенных качественных отличий в части рисков, связанных с потреблением инновационной никотинсодержащей продукции.
По словам Сергея Катасонова, законодатели едины во мнении, что категорию электронных продуктов необходимо регулировать и, в первую очередь, четко прояснить понятийный аппарат по всем регулируемым продуктам в понятийном аппарат.
«нельзя мешать регулируемые продукты в одну кучу. Человек, который не курит табак, не должен быть загнан в курилку».
, — добавил Сергей Катасонов
На круглом столе было презентовано исследование Центра развития здравоохранения Московской школы управления «Сколково». Директор Центра Наталья Комарова обратила внимание на то, что ежегодные потери экономики РФ от курения составляют почти 2,5 триллиона рублей. Только «разумное регулирование вейпинга в сочетании со стратегией Минздрава по борьбе c курением приведут к достижению общих наилучших результатов по снижению ущерба здоровью граждан и расходов здравоохранения». По оценке «Сколково», возрастные ограничения на продажу ЭСДН вкупе с возможностью информировать об этой категории взрослых курильщиков к 2035 году приведет к сокращению числа потребителей табачной продукции в России с 35 до 9,9 миллионов человек и позволит ежегодно снижать государственные расходы, связанные с курением, на 6,4%, отметила Комарова.
С этим подходом согласился директор НИИ канцерогенеза ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» профессор Давид Заридзе. По его оценке, «концепция снижения вреда давно успешно работает в других странах, например, в сфере вредного промышленного производства. Переход с традиционной табачной продукции на ЭСДН (электронные средства доставки никотина), это тоже часть этой концепции, которая хорошо зарекомендовала себя в мире». Однако, в таком ключе законопроект об ограничении для никотиносодержащей продукции не изучался и не дополнялся поправками, констатировал он.
Участники рынка ЭСДН поддержали введение технического регулирования, которое должно определить критерии качества, состав и содержание никотина в этих продуктах.
«Достаточная концентрация никотина в ЭСДН обеспечивает высокую эффективность перехода на них заядлых курильщиков, отметил генеральный директор JUUL Labs в России Виктор Украинский. – Исследования показывают, что ЭСДН, содержащие 59 мг/мл доставляют в среднем такое же или меньшее количество никотина, как обычные сигареты и помогают курильщикам отказываться от курения табака. Не получив нужной компенсации никотина, потребители ЭСДН начнут больше вейпить или вернутся обратно к курению сигарет. Это означает больше курильщиков, а также больше болезней и смертей, связанных с курением», добавил он.
Предлагаемый двухлетний период принятия технического регламента на никотиносодержащие продукты на практике может затянуться на более долгий срок, что создает угрозу полного запрета целой отрасли, в которой сегодня насчитывается около 2,5 миллионов потребителей, подчеркнул вице-президент ОПОРЫ России и глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. Сам процесс выработки технического регламента, который требует согласования с другими странами-членами Евразийского экономического союза, не должен стать причиной введения запрета на электронные никотиносодержащие продукты, сказал он.
Максим Королев, руководитель отраслевого союза ПАУРРЭНС назвал предлагаемые поправки губительными для малого бизнеса. «Сегодня более 30000 торговых точек продают ЭСДН, в отрасли занято десятки тысяч людей, многие из которых – молодые предприниматели. Запрет на выкладку станет для них сильным ударом и усилит конкурентное неравенство с крупным ритейлом. Это инновационная категория, и потребителя нужно о ней информировать. Поэтому в разумной контролируемой форме должна быть возможность минимальной рекламы и открытой выкладки хотя бы в малой рознице», добавил Королев.
«В процессе внесения поправок законопроект о регулировании никотиносодержащих продуктов претерпел радикальные изменения по сравнению с версией, одобренной Госдумой в первом чтении. Поэтому необходимо, чтобы проект, который будет предложен Комитетом ГД для второго чтения, был заново рассмотрен Правительством и Администрацией Президента РФ«,- подвел итог заседанию Александр Тарнавский.