Власти собираются исключить из комплексного плана магистральной инфраструктуры (КПМИ) портовые проекты, инвесторы которых многократно нарушали сроки ввода или не подтверждают заявленные инвестиции. Речь идет о проектах общей мощностью 34,5 млн тонн. Минтранс уже готовит законопроект, где, по данным “Ъ”, инвесторов могут обязать предоставлять банковские гарантии, поручительства, а также отчитываться о ходе реализации проектов. Инвесторы же считают, что тогда необходима паритетная ответственность со стороны государства. По мнению экспертов, новый механизм поможет отсеять неэффективные проекты.
Проекты по строительству портов, по которым инвесторы не подтвердили изначальные планы по срокам ввода и объемам финансирования или неоднократно нарушали их, могут быть исключены из КПМИ. Это следует из протокола правкомиссии по транспорту под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова от 21 июля (есть у “Ъ”). Альтернативой исключению может стать сдвиг ввода железнодорожной и автодорожной инфраструктуры в направлении портов, которая строится за счет государства.
21 июля пресс-служба правительства сообщила, что на совещании глава Минтранса Евгений Дитрих рассказал о подготовке изменений в законодательство, которые будут регулировать обязательства отраслевых инвесторов в рамках закона о морских портах. По итогам совещания Андрей Белоусов поручил Минтрансу доработать механизм взаимодействия государства с инвесторами.
На конец 2019 года в паспорт проекта входило порядка 40 мероприятий. По данным Минтранса, сейчас инвесторы не подтверждают планы по строительству до 2024 года целого ряда объектов: многофункционального района портов Поронайск, Шахтерск, Посьет, комплекса для перегрузки глинозема в бухте Ванино, терминала для перевалки СУГ в Ванино на северном берегу бухты Мучки и др. В общей сложности речь идет о портах мощностью 34,5 млн тонн. К середине августа Минтранс должен актуализировать планы инвесторов по срокам ввода и объектам финансирования, после чего будут представлены предложения о дальнейшей работе с проблемными проектами.
В аппарате господина Белоусова и в компаниях тему не комментировали. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что законопроект подготовлен и в ближайшее время будет размещен для обсуждения на regulation.gov.ru.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что на правкомиссии обсуждалась возможность включать в соглашения с ФГУП «Росморпорт» требования к инвесторам предоставлять банковские гарантии, поручительства, залоги и т. д., а также отчитываться о ходе исполнения соглашений. Это заставит инвесторов внимательнее относиться к заявленным проектам и тщательнее прорабатывать грузовую базу, считает собеседник “Ъ”. Кроме того, КПМИ очистится от проектов, претендующих на одну и ту же потенциальную грузовую базу, добавляет он.
Разумно, полагает он, сделать правила игры равными и для бизнеса, и для государства, а также предусмотреть механизм корректировки планов при согласии сторон. В противном случае заинтересованность бизнеса в реализации проектов развития портовой инфраструктуры снизится, добавляет он. Другой собеседник “Ъ” указывает, что есть проекты, где инвестор выполнил свои обязательства, а государство — нет, и один из примеров — нереализовавшиеся обещания ОАО РЖД на Восточном полигоне. Есть инвестиционно-подрядная модель, концессия, зачем придумывать новые гарантии, рассуждает еще один собеседник “Ъ”.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что КПМИ должен быть очищен от нежизнеспособных проектов, по которым у инвесторов нет подтвержденных источников финансирования. Новые обязательства могут стать дополнительной нагрузкой на инвестора, допускает эксперт, но доля этих расходов в общей стоимости активно реализуемого проекта будет незначительной. Для проектов с неочевидным экономическим эффектом предоставление такой гарантии и станет подтверждением готовности инвестора реализовывать проект, говорит он.
Источник: Коммерсантъ