В Правительстве опасаются, не затормозит ли это собственное производство в стране.
Автоконцерны предлагают отменить ввозные таможенные пошлины и утилизационный сбор для импортного коммерческого СПГ-транспорта на пять лет, сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы Аналитического центра при Правительстве к круглому столу от 20 августа с участием представителей федеральных министерств.
Инициатива исходит от зарубежных производителей СПГ-тягачей. Согласно документу, ее цель – развить рынок автомобилей на СПГ до начала производства в России отечественных аналогов такой техники. Как отмечает источник издания, предложение поддерживает «Газпром». – Обнуление или ослабление пошлин для техники на СПГ в первую очередь поспособствует наращиванию потребления СПГ внутри страны, нежели развитию соответствующих технологий в отечественном автомобилестроении, – отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. При принятии мера станет беспрецедентной, так как больше ни один вид ввозимого автотранспорта не освобождается от пошлин и утильсбора.
Пошлина на импорт тягачей составляет 5% от их стоимости, утильсбор – от 850 000 до 1 млн рублей. СПГ-тягач примерно на 3 млн рублей дороже дизельного, поэтому отмена утильсбора компенсировала бы треть этой разницы, – рассказывает представитель Volvo Trucks. При этом выпадающие доходы государства составят около 1 млрд рублей, или менее 0,3% от ежегодно собираемого утильсбора. Каждый СПГ-грузовик в абсолютных цифрах оценивается в 9-12 млн рублей, добавили в одном из автоконцернов.
Как моторное топливо СПГ в России пока почти не применяется. Одной из основных причин является отсутствие сети криоАЗС (СПГ-заправок). Сейчас в стране примерно 500 газозаправочных станций, за семь лет их число увеличилось вдвое. По инициативе «Газпрома» действует программа по развитию сети заправок для транспорта, работающего на сжатом или компримированном природном газе (КПГ). Единичные станции могут заправить тягачи еще и СПГ-топливом. Сжиженный газ в сравнении со сжатым – более продвинутая технология: 1 л СПГ соответствует 5 куб. м газа, что дает больший эффект на единицу объема бака или баллона, а пробег с полным баком СПГ больше, чем с газовым баллоном в 2-2,5 раза. Причем газовое топливо дешевле дизеля. – Инфраструктура СПГ-заправок может развиваться только при наличии некоего критического количества автомобилей. Без большого автопарка внутри страны этот рынок будет стагнировать, – утверждает Беспалов. В материалах Аналитического центра отмечается, что обнуление пошлин гарантирует снижение цен на СПГ-транспорт на внутреннем рынке и рост его доступности. Но параллельно это может затормозить развитие создания подобных автомобилей в стране. Единственный российский производитель тягачей на СПГ – это «КамАЗ». Пока он выпустил лишь несколько единиц транспорта. Новая мера ударила бы именно по этой компании. – СПГ-тягач – абсолютно новый проект, но мы уже готовы начать серийное производство. «КамАЗ» выпускает транспорт на сжатом газе больше пяти лет, выпущено свыше 10 000 грузовиков и автобусов более чем 40 моделей.
Технологически газомоторные и СПГ-тягачи не сильно отличаются, – заявил сотрудник «КамАЗа», однако предложение по отмене пошлин и утильсбора он не комментирует. По мнению представителя Scania, мера не навредит российским производителям, потому что продажа их техники субсидируется, а рост конкуренции выгоден всем. Сегмент газомоторной техники (на КПГ и СПГ) представлен менее чем 1% от всего рынка тяжелых грузовиков в РФ. Напомним, «дочка» «Газпрома» в этом месяце предложила расширить действие госпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» с 27-ми до 60-ти регионов.
Источник: LR