3 декабря 2020 года в Москве прошел Первый всероссийский межотраслевой форум по маркировке, организованный Радио «Комсомольская правда».
Программой Форума, выстроенного как диалог-интервью представителей бизнеса, власти и медиа предусматривалось по три вопроса в адрес каждого из 15 спикеров, которые задавали постоянная ведущая радио «Комсомольская правда» Елена Афонина и модератор — руководитель Комитета по внедрению маркировки на промышленных предприятиях «Original Group» Юлия Соловьева.
На заданные вопросы ответили: заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Олег Тухватуллин, директор по защите от нелегального оборота продукции ЦРПТ Максим Курганский, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, глава подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развития фармацевтической и медицинской промышленности Александр Петров, первый вице-президент Росмаркировки Дмитрий Скорчеллетти, генеральный директор Лаборатории маркировки Владимир Плохих, руководитель проекта Маркировка товаров розничной сети «Магнит» Яна Низамиди, заместитель директора по инновационным проектам «Кировской фармацевтической фабрики» Александр Волынец, руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение», КПМГ в России и СНГ Виктория Самсонова, генеральный директор компании «Original Group» Равиль Гимадиев, руководитель проекта маркировки в компании «Татхимпрепараты» Ильхом Байбулатов, заместитель генерального директора молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарёв, директор Юридического департамента компании «Холдинг Аква» Давид Хаутов, начальник группы исходящей логистики компании «Август», крупнейшего российского производителя и разработчика химических средств защиты растений и одним из двух лидеров отечественного рынка пестицидов Андрей Генералов, руководитель «ПиПи Групп» Владимир Цецхладзе.
Торгово-промышленную палату представлял вице-президент Дмитрий Курочкин, который комментируя первый вопрос ведущей и модератора, рассказал о многолетней работе Палаты в рамках борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, нелегальной торговлей: о приоритетных задачах и направлениях деятельности ТПП РФ в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, распространении принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде, осуществлении экспертизы товаров, защите интеллектуальной собственности, ведении негосударственных реестров надежных партнеров.
Отвечая на вопрос об отношении ТПП РФ к процессу внедрения маркировки на потребительском рынке нашей страны, Дмитрий Курочкин подробно рассказал о поддержке Палатой мер по очищению отечественного потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции и отметил особую роль общественных формирований Палаты и ее членских организаций в выстраивании прямого диалога предпринимательского сообщества, органов власти и компании оператора в процессе внедрения системы маркировки. Он также положительно оценил гибкость законодательных и исполнительных органов власти в вопросе переноса сроков внедрения маркировки в отдельных отраслях потребительского рынка до их полной готовности к данному процессу.
Отвечая на заключительный вопрос о видении Торгово-промышленной палатой России дальнейшего процесса внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, вице-президент озвучил консолидированную позицию, выработанную представителями предпринимательского сообщества на площадке ТПП РФ:
1. Разработать критерии определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров по результатам экспериментов, исходя из уровня готовности бизнеса и системы оператора, а также объемов затрат участников рынка. В ходе экспериментов отрабатывать синхронность работы во всех звеньях товаропроводящей сети, особенно для малого предпринимательства.
2. Детально проработать необходимость для специфических групп товаров дополнительных критериев: качественных, количественных, наличия товаров низкой стоимости, малых размеров и т.п.
3. Разработать дифференцированный подход к определению стоимости кодов маркировки в случае социально значимой продукции.
4. Предусмотреть возможность оказания мер финансовой поддержки как отдельным категориям участников внедрения цифровой маркировки, так и оператору с целью повышения уровня работы его системы поддержки (организационное, технологическое, коммерческое).
5. Ввести соразмерность ответственности для участников товаропроводящей цепи при незначительных нарушениях, особенно на начальных этапах внедрения цифровой маркировки.
6. Предусмотреть ответственность Оператора за сбои в работе системы, приводящие к простою, срывам поставок, убыткам участников оборота товаров.
7. Гармонизировать все существующие системы прослеживаемости товаров (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ) и готовящуюся к запуску с 1 января 2021 года в России национальную систему прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, по принципу «одного окна» для всех участников рынка.
8. Разработать принципы синхронизации и единства концепции системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза.
9. В связи со сложной экономической ситуацией, связанной с ограничительными мерами, введенными из-за пандемии коронавируса, ТПП РФ предлагает перенести сроки введения маркировки в новых товарных группах на 2022 год.
Источник: ТПП РФ