Команда портала GR NEWS продолжает серию диалогов о перспективах развития GR в глобальном и национальном масштабе после пандемии. Сегодня беседуем с известным экспертом в сфере связей с общественностью и взаимодействия с органами власти, победителем конкурса «Лидеры России. Политика» Станиславом Наумовым.

Д. Вечернин: Добрый день, Станислав! Начнем с глобальной повестки. Эксперты обсуждают итоги 2020 года и состоявшийся Всемирный экономический форум. Одним из общих выводов является глобальное усиление роли государства в экономике. В этой связи какие перемены возможны в отечественной GR отрасли? Как формировать стратегию с учетом происходящих изменений в мировой экономике? 

С. Наумов: Добрый день! Внимание к Давосу объяснимо. В дискуссии впервые за много лет участвовал Президент нашей страны. Для любого лоббиста знакомство с материалами таких выступлений — что называется «must have». Глава государства руководит системой принятия решений. Если он выступает на глобальной площадке с заявлениями по теме взаимоотношений государства и бизнеса, то представителям деловых кругов нужно брать в руки карандаш и фиксировать то, что было сказано.

Онлайн формат избавил участников от неудобных вопросов вроде того знаменитого, который прозвучал много-много лет назад, на пресс-конференции: «Who is Mr. Putin?». Ведущий не стал злоупотреблять своими возможностями и задавать такие вопросы.

Президент отметил, что наша система принятия решений находится, что называется, «в тренде». Перечитывая тезисы Путина в Давосе,  осознаёшь, что всё-таки в мире существуют универсальные стандарты продвижения корпоративных инициатив. В России лоббизм зачастую воспринимают как односторонний процесс продвижения интересов корпорации в системе принятия решений на государственном уровне. Есть совершенно противоположный, но не менее, а более значимый процесс: реализация государством своих целей и задач. При этом государство подразумевает или прямо говорит: «Уважаемые деловые круги! Я рассчитываю на ваше участие в реализации того, что я закладываю в то, что называется экономическим регулированием». Если деловые круги не слышат этого, то это слышит кто-то другой. Если мы как бизнес слышим о национальных проектах как об инструменте развития страны, как об инструменте, который повышает качество жизни людей, и мы участвуем в их реализации, то мы в государственной повестке.

Давайте обратим внимание на финальную часть выступления президента, в которой он сказал о необходимости сглаживания противоречий между интересами государства, транснациональных корпораций и средним классом. Это вовсе не про усиление роли государства в экономике, а про стратегию. Очевидно, что государство стратегически не отказывается от тех ожиданий, которые присущи среднему классу. Проведённый анализ указывает на то, что прежняя социально-экономическая политика в развитых странах себя не оправдала, а усиление роли транснациональных корпораций не принесло ожидаемого блага тому самому большинству, которое обеспечивает социальную стабильность. Реакция этого большинства, связанная с протестом, с неприятием ухудшения качества жизни будет заставлять задуматься и государство, и бизнес над тем, как они совместно будут отвечать на этот вызов.

Еще в начале 2020 года утверждалось о том, что мы подошли к пандемии с ощущением того, что прежнее государство не работает. Но оказалось, что единственное, что в течение 2020 года сработало — это государство!   Например, оно просто раз и запретило полеты трансконтинентальным авиакомпаниям. В данном случае мы говорим о таком понятии как «инфраструктура». Тот, кто контролирует инфраструктуру, тот контролирует и производственные процессы. Государство в 2020 году мгновенно вернуло глобальное восприятие себя в качестве ограничителя. Понятно, что язык государственной политики стал языком запретов. Но впервые за много лет эти запреты стали восприниматься как вполне оправданные и обоснованные.

GR-программистам нужно внимательно и вдумчиво читать не только выступления собственного президента, но и обращать внимание на то, что говорят другие главы государств. И извлекать из этого знания максимум пользы.

Важный тренд — усиление роли некоммерческих организаций. Они из вспомогательного инструмента становятся для государства ключевым партнером и ключевым хранителем аргументов. Позиция в данном случае понятна: только собрав в руках ресурсы государства — те или иные полномочия — можно обеспечить каждого члена общества в условиях глобальной пандемии тем минимумом, который общество в целом ожидает от государства. Но это не обязательно большие налоги. Возможны различные инструменты. Например, адресная помощь гражданам. Практика показала, что государство научилось адресно работать с каждым жителем, с каждым гражданином. Создавая те или иные программы защиты от коронавируса от последствий экономического локдауна, государство дошло практически до каждого. Каждый человек, у которого, например, в России есть дети до 16 лет, получил поддержку от государства.

Д. Вечернин: С момента формирования Евразийского экономического союза были созданы институты для цивилизованного продвижения интересов бизнеса. Практика показывает, что в настоящее время практически все решения ЕЭК принимаются с учетом мнения бизнес-сообщества.  Есть ли, на ваш взгляд, какие-то системные проблемы с продвижением интересов бизнеса в органах управления ЕАЭС и если да, то как необходимо решать эти системные проблемы?

С. Наумов: С момента создания Евразийского экономического союза Виктор Борисович Христенко как первый председатель ЕЭК постарался использовать имеющийся опыт во взаимоотношениях с бизнес-сообществом. В первую очередь, с РСПП. Так появился Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета Евразийского экономического союза. Сначала это был бизнес-диалог трех объединений, то есть РСПП, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и Конфедерации промышленников и предпринимателей Республики Беларусь. Потом он трансформировался, с учетом присоединения Армении и Киргизии к ЕАЭС, из бизнес-диалога в Деловой совет. Это произошло по инициативе казахстанской стороны. На примере рынка лекарственных средств стало понятно польза диалога, в котором учитывается мнение и больших транснациональных компаний, и мнение ассоциаций, в которые входят компании ЕАЭС. Пока не стоит переоценивать уровень наднационального регулирования. Он еще не настолько силен как национальный.

Диалог ведется деловыми кругами в основном со своим национальным министерством, ответственным за представление позиции Стороны (Российской Федерации) на уровне ЕАЭС. Но постепенно складывается культура продвижения интересов на площадке ЕАЭС —  уже третий состав консультативного совета обновляется и 16 апреля пройдёт его первое с декабря 2019 года очное заседание.

Д.Вечернин: В августе 2020 г. вы стали председателем правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза (АФПЕЭС). Какие важнейшие для отрасли задачи в настоящее время решает Ассоциация фармацевтических производителей ЕАЭС и вы лично?

С.Наумов: Мы не единственная ассоциация, представляющая производителей России. Но мы, возможно, самые активные участники взаимодействия с Евразийской экономической комиссией от фармацевтической отрасли. Одна из главных наших задач — это диалог с Минпромторгом России по поводу новой стратегии Фарма 2030. Возник запрос на лоббизм наших интересов на глобальных площадках. Мы хотим продвигать себя на внешний рынок? Хотим. Это нужно взаимоувязать с желанием других игроков быть на нашем рынке равноправным участником процесса закупок, продаж и так далее. Вот новое, такого прежде не было. Раньше мы больше говорили в диалоге с глобальными компаниями «приходите к нам». На примере вакцины против Covid-2019, появился новый экспортный товар. Вакцина фактически замещает собой место нефти во внешней торговле и становится политическим товаром.

Главная цель, которую сейчас определила Ассоциация совместно с органами власти, это обеспечение лекарственной безопасности.

Д. Вечернин: Вы взаимодействуете с коллегами из других стран Евразийского союза с аналогичными бизнес объединениями, которые отстаивают интересы фармпроизводителей и, возможно, вы в своей практической деятельности отслеживаете какие-то лучшие практики, которые они используют в их работе и, возможно, вы применяли какие-то успешные практики в вашей деятельности? Можете об этом рассказать более подробно?

С.Наумов: Лучшие практики связаны с закупочной деятельностью: производители в странах ЕАЭС одинаково страдают от претензий по поводу совершенства и несовершенства законодательства о закупках. Мы выстраиваем единую политику, связанную с закупками. Когда-нибудь она будет унифицирована. Такие лучшие практики как соблюдение интересов и пациента, и врача, и производителя будут унифицированы на евразийском уровне. Возможно, будет создан совет рынка, где  вне зависимости от экономического веса каждая из сторон будет иметь равное представительство при разборе каких-то противоречий между тремя вышеуказанными сообществами. Не может быть так, что производители сами по себе что-то делают и больше никого нет. В Армении, и в Киргизии, где нет своего сильного производства, но где обеспечивается точно такой же набор лекарственных средств, как и в Беларуси, в России и в Казахстане. дистрибьюторы играют точно такую же роль, как и производители. Нельзя в каждой стране сохранить одинаковые группы промышленных предприятий. В каждой экономике должна быть специализация. Мы говорим про лучшие практики производителей, но подразумеваем в широком смысле всех участников рынка. Мы все входим в рабочую группу, которая функционирует при Евразийской экономической комиссии и имеем возможность корректировать в рамках ее работы проекты решений комиссии, учитывая и мнения, апеллирующие к интересам пациентов.

Д. Вечернин: В декабре 2020 г. Президент обратил внимание на увеличение цен на социально значимые продовольственные товары. Правительством РФ по поручению Президента РФ были приняты соответствующие меры по сдерживанию роста цен. В отрасли идет активная дискуссия по поводу того насколько эти меры будут эффективны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вы были топ-менеджером одной из крупнейших в России компании розничной торговли и думаю, что очень хорошо знакомы с данными вопросом. Как вы можете оценить принятые Правительством и участниками рынка меры по сдерживанию роста цен и какие дополнительные меры, на ваш взгляд, должны быть приняты для нормализации ситуации на продовольственном рынке? 

С.Наумов: Всплеск продовольственной инфляции на отдельные сырьевые, биржевые товары немного странный. Он связан с опасениями, что весь товар будет уходить на экспорт. Правительство приняло, в принципе, понятное решение. Кстати, оно тоже связано с наднациональным регулированием. Вы не можете вывести товар из России за пределы ЕАЭС, но ничто не ограничивает движение этого товара по территории ЕАЭС. Возникают  интересные вопросы про страну происхождения товара и ограничения на реэкспорт непереработанного товара, но пока это еще никто не откорректировал.

Механизм ответа на рост цен очень простой – это адресная социальная помощь, адресная продовольственная помощь. Президент на встрече с лидерами фракций сказал, что, возможно, имеет смысл посмотреть, как людям, оказавшимся в затруднительном положении, точечно и разово дать жизненно необходимые продукты. В Москве этот опыт есть много лет. Мы его реализовывали. Фактически это просто монетизация того, что в натуральном выражении люди получают, будучи льготниками. Это разного рода основания: возраст, наличие дохода либо наличие детей. Я считаю, что сверх этой программы должны обеспечиваться пожилые люди и многодетные семьи. В принципе, и в Москве, и в других регионах уже есть примеры того, что это адресно доходит до конкретного человека. Но это не навсегда. Это не мера, которую один раз можно взять, применять и больше ничего не сделать. Это, собственно говоря, даже не функция торговых сетей, а задача органов социальной защиты: находить людей, которым действительно нужно дать адресную субсидию. Она небольшая, в пределах 1 тысячи рублей в отчетный период времени. Эти деньги пойдут не на лакомства для гурманов. Торговые сети, в принципе, и по условным гречке, сахару и подсолнечному маслу имеют широкие возможности. Есть товар эконом-класса, есть товар премиум-класса. Нет смысла ограничивать динамику спроса на товары премиум класса. Если это продукт эконом-класса, то, конечно, у человека должна быть возможность приобрести это в том среднем чеке, к которому он привык.

Д. Вечернин: Эксперты отрасли высказывают  мнение, что в настоящее время одной из самых фундаментальных проблем, стоящих перед GR-отраслью, является достаточно слабая система высшего профессионального образования. В этих условиях не достаточно удовлетворен растущий спрос со стороны GR-отрасли в квалифицированных специалистах. Согласны ли вы с этим утверждением как профессионал с многолетним опытом работы и один из авторов магистерской программы «Коммуникации в государственных структурах и НКО»? 

С Наумов: Мы сделали в 2020 году в Вышке очень интересную программу. Конкурс был 12 человек на место. У нас гибридная: GR и НКО.  Мы осознанно пошли на сочетание льда и пламени. Мы рассказываем не о том, как быть циничным лоббистом, а о том, как влить на государственную политику в интересах общественных, а не коммерческих групп. Это программа, которая позволяет увидеть во взаимодействии с государством не только получение каких-то финансовых благ для бизнеса, но и изменение в политике. Как я в начале сказал, некоммерческие организации становятся таким же важным контрагентом для лоббиста, как и лицо, принимающее решение в государственных органах. Наша программа позволяет увидеть в некоммерческих организациях стратегических союзников в диалоге с государством. Встречным образом государство в диалоге с бизнесом обязано слышать позицию НКО. Данный треугольник наша фирменная геометрия знаний. Сам по себе процесс получения высшего образования не может научить человека взаимодействовать с органами государственной власти ни при каких обстоятельствах. Взаимодействовать с органами государственной власти может научить дополнительное профессиональное образование, которое можно получать уже имея базовое высшее образование, получив какой-то опыт работы внутри корпорации. Наша программа переворачивает еще один шаблон, связанный с тем, что только поработав в органах государственной власти можно стать лоббистом. Мы говорим: «нет, если вы работаете в бизнесе или делаете что-то, что связанно с диалогом с государственной властью, то необязательно иметь опыт работы в органах власти». Наша программа дает представление о работе органов государственной власти, даже если ты там сам еще не работал. Наша программа предполагает конкретную работу. Например, мои магистры сейчас работают над этическим кодексом для фармацевтических производителей в ассоциации, которую я возглавляю. Они погружаются в реальные противоречия, они начинают вместе со мной постигать все нюансы формирования мнения пациентского сообщества, пациентских организаций и врачей. Это очень сложный процесс, и мы только в начале пути.

Д. Вечернин: Какие компетенции GR-специалиста, на ваш взгляд, будут востребованы в наступившем десятилетии с учётом существующей турбулентности в мировой политике и экономике?  

С. Наумов:  имея опыт работы как в органах власти, так и в бизнесе могу сказать, что специалист обладает в той или иной степени набором шести компетенций: умение работать с данными, умение анализировать данные, умение формировать программы деятельности (Это очень важно. То есть, не разовые какие-то действия, а именно программы), умение реализовывать отдельные проекты, и, собственно говоря, реализовывать все задуманное.

Вот я считаю, что если вы не в состоянии выстроить работу на ближайшие 10 лет, то вы не достигните планируемых результатов. У вас каждый раз будет происходить откат от какого-то достижения, вас будет просто сносить в исходное состояние. Главное — это целеустремленность в многошаговом движение. Не все заказчики к этому готовы, но те заказчики, которые к этому готовы, получают то, чего хотят. Нужно донастраивать корпоративные часы и часы в органах власти, кабинетах, где принимают решения, чтобы у вас и чиновников время текло одинаково.

На мой взгляд, для практиков самое сложное в том, что не хватает именно умения говорить на языке принципов и ценностей. У нас есть умение говорить на языке задач и целей, но нет умения говорить на языке ценностей и принципов. А ценности и принципы они долгосрочны, они устойчивее, и они универсальны. Мне кажется, что государство к такому разговору иногда готово больше, чем бизнес.

Д. Вечернин: Как победитель конкурса «Лидеры России. Политика» вы получили возможность пройти курс обучения в мастерской управления «Сенеж». Какие знания и навыки вам удалось получить в рамках данного курса?  Как эти знания могут пригодиться специалисту по отношениям с органами власти для повышения эффективности? 

С. Наумов: у нас есть определенные обязательства по поводу этих программ – мы не можем раньше времени рассказывать про них. Потому что это делается по поручению Президента и программа связана с обновлением политической элиты, с выборами в Государственную Думу. Нас там 49 человек, и мы, конечно же, все туда пришли для того, чтобы быть полезными. У нас практически нет чиновников, поэтому, в отличие от других программ, это не совсем история про исполнительную власть. Я рассчитываю, что постепенно за счёт выпускников нашего первого набора будут появляться яркие ребята в новых созывах законодательных собраний. У нас очень много региональных лидеров, и они себя проявляют уже все более и более заметно не только в своем регионе, но и на федеральном уровне. Надеюсь, что результатом реализации программы станет то, что восприятие экспертами депутатского корпуса будет сдвигаться в лучшую сторону. Мы стараемся доказать, что мы сторонники компетентной демократии, а вовсе не манекены возле принтера, который печатает внесенные правительством законы.

Разница с тем, что сейчас представляет собой общественное мнение о парламенте будет кардинальная. Законотворцы, получившие повышение квалификации на обновлённой программе, после внесения законопроекта будут заставлять правительство работать по новым подходам, а не по тем, которые удобны самому правительству и ведомствам. Для лоббистов это очень важно. Если сегодня лоббисту важно пойти в федеральные органы власти, то с выпуском такого проекта как «Лидеры России. Политика» появится умение разговаривать с депутатами, которые будут соавторами важных для бизнеса поправок. У меня сейчас на праймериз будет проект, где я несколько действующих законов вместе с экспертами от бизнеса буду обсуждать: какие поправки в них нужно будет внести уже сейчас. Это пример того, что практически возможно.

Д. Вечернин: Как мы знаем, целью конкурса является поиск и выявление общественно-политических лидеров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и мотивацией для законотворческой деятельности и работы в органах представительной власти. Если в дальнейшем как победитель финала конкурса вы станете парламентарием с реализации каких законодательных инициатив вы начнете вашу работу?  

С. Наумов: моя идея заключается в том, чтобы спросить бизнес о том, какие законодательные инициативы следует реализовать в первую очередь. И для этого я стараюсь использовать различные площадки, в том числе и GR NEWS. Вполне реально уже сейчас до конца работы текущего созыва внести законодательные инициативы. Мы не знаем каким будет следующий созыв и считаю правильным использовать имеющиеся возможности.

 Д.Вечернин: Говоря языком авторов реформы контрольно-надзорной деятельности, реализовать быстрые победы.

С. Наумов: Да. Это нормально. Важно создать правильную атмосферу. У нас должна быть конкурентоспособная юрисдикция. Нужно сделать так, чтобы нашим национальным чемпионам, нашему крупному бизнесу было комфортно работать в российской юрисдикции. Складывается ситуация, когда на другие юрисдикции особо рассчитывать в силу всех этих моментов, про которые мы с вами говорили, в ближайшие 10 лет не приходится.

Д. Вечернин: В ходе конкурса вы предлагали ставить вам задачи. Какие задачи перед вами поставили, что удалось решить и что сейчас находится в процессе решения?

С.Наумов: могу сказать, что к нам приезжают министры и мы имеем возможность им задать как вопросы для понимания, так и просто донести какую-то свою проблему. Я буквально недавно разговаривал с министром просвещения Сергеем Кравцовым и уже есть конкретный пример.  Существует программа развития Магнитогорского педагогического колледжа, которую я попросил обеспечить большими ресурсами со стороны областного министерства образования, так как я являюсь председателем попечительского совета в этом колледже. Я озвучил это предложение для того, чтобы у федерального министра было понимание, что у Челябинской области есть несколько центров подготовки педагогов.

У лоббистов всегда должно быть аэродром приземления, так как нельзя просто какой-то кейс взять и отработать, потому что дали домашнее задание. Тебе домашнее задание дают на твоей малой родине, там, где ты находишься.

Да, действующие депутаты это тоже делают, у них это не отнимешь. Но нас учат немного по-другому видеть привычные проблемы и находить какие-то новые решения. Когда ты встретился с министром, задал конкретный вопрос, получил ответ и этот ответ изменил положение дел — это уже хорошо.

Я рассказал о задачах, которые передо мной поставили мои родные земляки, попытался на этой программе решить это задачи и считаю, что ради этого уже стоило сходить на конкурс.

А если возвратиться назад к вопросу, чему учит эта программа, то могу сказать, что она учит не быть корыстным лоббистом.

У нас каждый модуль обучения завершается днем волонтера — это посещение в качестве волонтеров какого-то благотворительного проекта, в котором нужно просто отработать. Я был в течение декабря, января, февраля и марта в четырёх  социальных учреждениях, куда я, наверно, сам бы так легко не попал.

Скорее всего, я бы сомневался, нужно идти или нет, ждут меня там или нет. А так мы садимся, едем и помогаем. Были в Ангаре Спасения, были в центре, который работает с социальной реабилитацией людей с наркозависимостью, в Пучково в доме для слепоглухих. Каждый раз испытываешь в душе что-то невероятное. Иной раз едешь и не знаешь куда приедешь. А потом оттуда уже уезжаешь совсем другим человеком, с другими глазами и сам себе удивляешься, откуда в каждом из нас столько энергии  и добра.

СПРАВКА

СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ НАУМОВ 

Председатель правления ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС. Победитель конкурса «Лидеры России. Политика». Профессор НИУ ВШЭ. 

Родился 4 октября 1972 г. в Магнитогорске Челябинской области.

В 1994 г. окончил Уральский государственный университет по специальности «Политология». В 2007 г. прошел профессиональную переподготовку в Финансовой академии при Правительстве РФ по программе «Антикризисное управление». Кандидат философских наук.

С 1992 по 1997 г. работал в Администрации г. Магнитогорска.

В 1997-1998 гг.  — помощник руководителя Государственной налоговой службы А.П.Починка.

С 1999 по 2006 гг. работал помощником заместителя председателя Правительства РФ В.Б.Христенко. 

В 2006-2008 гг. работал директором Департамента экономического анализа и перспективного планирования Министерства промышленного и энергетики России. 

В 2008 г. назначен на должность заместителя Министра промышленности и торговли России.

С 2010 по 2012 г. работал вице-президентов Фонда «Сколково» по взаимодействию с органами государственной власти, общественными объединениями и региональной политике.

С 2013 по 2015 г. являлся председателем совета директоров Компании развития общественных связей.

С 2015 по 2019 г.  — директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group. 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.