Портал GR NEWS продолжает серию диалогов с GR директорами крупнейших компаний о том, какое влияние оказала пандемия коронавируса на экономику в целом, и на профессию специалиста по взаимодействию с органами власти, в частности. О важнейших изменениях, произошедших в автомобильной промышленности, мы поговорили с заместителем генерального директора ПАО «КАМАЗ» Михаилом Матасовым.

Д. Вечернин: Добрый день, Михаил Владимирович! В текущем году предприятия обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроители, столкнулись с большими вызовами (в первую очередь, со снижением спроса на продукцию). В этой связи, многие эксперты в сфере менеджмента отмечают важность наличия эффективной системы управления рисками в компании, которая в том числе должна учитывать взаимодействие с органами власти. Есть ли у ПАО «КАМАЗ» такая система с точки зрения взаимодействия с органами власти? Если да, то как она проходит проверку на прочность?

М.Матасов: По мере масштабирования бизнеса и расширения рынков сбыта масштабируются и риски. Топ-менеджмент любой компании, нацеленной на долгосрочное развитие и поддержание высокого уровня конкурентоспособности, рано или поздно приходит к выводу о необходимости формирования кризисного набора мер и ресурсов. В обрабатывающей промышленности синонимом «прочности» является возможность сохранения производства при максимально негативных внешних условиях. Добиться такого в рамках возможностей предприятия можно двумя путями — созданием складских запасов на несколько месяцев вперед или наличием альтернативных поставщиков. В 2020 году КАМАЗ использовал оба варианта. Так, первые месяцы, когда закрылись границы, производство опиралось на стратегический запас деталей, и одновременно с этим наши закупщики совместно с конструкторами и технологами искали отечественных производителей дефицитных деталей иностранного производства. Было проанализировано огромное количество вариантов и подобраны аналоги необходимых деталей, но тут же возникла проблема. Некоторые производители не были готовы к наращиванию объемов производства для удовлетворения нашего спроса в связи с невозможностью изыскания дополнительных денежных средств. Для решения данного вопроса совместно с ФОИВ были проработаны и приняты методики по стимулированию отечественного выпуска уязвимых, с точки зрения прекращения поставок, комплектующих. Одновременно с этим, совместно с остальными представителями отрасли в адрес федеральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства РФ была доведена позиция о необходимости сохранения действующих механизмов государственной поддержки. Все вышеперечисленное позволило автопрому сгладить последствия кризиса, сохранив рабочие места, уровень зарплат и долю рынка. Сложности, с которыми мы столкнулись в 2020 году, как раз и явились проверкой на прочность системы взаимодействия с органами власти, мы столкнулись с вызовом не имеющего аналогов в истории, проанализировали и смогли его преодолеть.

Д. Вечернин: В монографии «Взаимодействие органов власти и промышленной корпорации: форматы, механизмы и технологии» шесть лет назад Вы отметили, что существенной тенденцией взаимодействия бизнеса с государством становится перенос активности с федерального на региональный уровень. Также Вы выделили основные факторы такого взаимодействия в регионе (политико-административный, социально-трудовой, финансово-экономический и т.д.). Какие факторы, на ваш взгляд, приобрели ключевой характер для ПАО «КАМАЗ» в настоящее время, в том числе в связи с распространением пандемии в регионах? Можете привести конкретные примеры реализации этих ключевых факторов?

М.Матасов: Я бы не сказал, что векторы взаимодействия с органами государственной власти претерпели кардинальные изменения. Да, коронавирус внес некоторые особенности в формат взаимодействия — это и полностью электронный документооборот, и удаленный формат решения вопросов. Но стоит отметить, что ПАО «КАМАЗ» всегда был социально-ориентированным предприятием открытым для взаимодействия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Эпидемиологическая ситуация внесла определенные коррективы в части защиты здоровья, но в целом ключевых изменений не последовало, за исключением перевода пожилых сотрудников в формат удаленной работы и введения санитарных ограничений в трудовом процессе. Однако, с точки зрения финансово-экономического взаимодействия с партнерами и поставщиками, ключевые изменения были, и они затронули как производство в части поставок деталей, так и рыночные отношения, выраженные в закрытии границ и сокращении спроса. Конечно, КАМАЗ был вынужден реагировать на это и предоставлять более выгодные условия поставки техники.

Д.Вечернин: В текущем году в связи с распространением коронавирусной инфекции в регионах идет активное взаимодействие бизнес и власти в социальном плане: предприятия во взаимодействии с Роспотребнадзором принимают меры по обеспечению безопасности сотрудников, поддержанию работы производства и защиты жизни и здоровья сотрудников в условиях пандемии, помогают учреждениям здравоохранения в регионах присутствия.  Можете рассказать о вашем опыте такого взаимодействия? Как этот отразился/отразится на реализации программ корпоративной социальной компании в регионах присутствия?

М.Матасов: В подобных условиях для нас (ПАО «КАМАЗ») приоритетным являлась забота о здоровье наших сотрудников и сохранение показателей оплаты труда на докризисном уровне. Основным направлением взаимодействия являлась работа с муниципальными и региональными органами власти и организациями здравоохранения. Кооперация с ними позволила в минимальные сроки согласовать и оптимизировать дополнения корпоративной политики ПАО «КАМАЗ», а именно в ее социальной части, направленной на минимизацию последствий коронавируса. Были установлены процедуры медицинского обследования персонала, санитарной обработки помещений, установки приборов измерения температуры, поставок средств защиты, таких как медицинские маски, перчатки и антисептик.  Был создан оперативный штаб по борьбе с коронавирусом с участием каждого блока, где ежедневно проводился анализ статистки по количеству заболевших, оптимизировалась система сдерживания распространения вируса. Также на ПАО «КАМАЗ» было организовано отдельное производство средств индивидуальной защиты как для своих сотрудников, так и для дальнейшей их поставки в Республику Татарстан и ближайшие регионы.

Д.Вечернин: Ваш приход на должность заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» совпал с принятием федерального закона «О промышленной политике», предусматривающий множество мер поддержки предприятий реального сектора. Достаточно сказать о специальных инвестиционных контрактах, которые получили широкое распространение в автомобильной отрасли. Как вы оцениваете реализацию закона «О промышленной политике» по прошествии пятилетки? Есть ли сложности с точки зрения реализации предусмотренных мер стимулирования промышленного производства? Если да, то что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать?

М.Матасов: Любая новая инициатива при ее реализации и последующем применении со временем требует доработки в соответствии с текущими реалиями. Федеральный закон «О промышленной политике» и его становление можно сравнить с созданием новой модели автомобиля, когда по мере переноса виденья конструкторов с чертежей в металл вносятся изменения в узлы и конструкцию в целом. Данный Федеральный закон по прошествии долгого времени дополнялся новыми нормами – это и условия по ГИСП, современным технологиям, ФРП, технопаркам. Одно из основных последних нововведений – это модель СПИК 2.0, направленная на создание современных технологий.  Можно предположить, что сейчас в ответ на современные веяния в автопроме и промышленности в целом, в ближайшем будущем в данный закон будут внесены дополнения, касающиеся экологии. Федеральный закон достаточно «живой», поэтому с учётом потребностей промышленности и отрасли он будет ещё не раз меняться и корректироваться. Сейчас же, нормы и правила в целом отвечают требованиям текущего момента времени.

Д.Вечернин: Вы возглавляли подразделения по отношения с органами власти в различных крупных компаниях, а в настоящее время курируете Блок по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «КАМАЗ». Какая структура Блока по взаимодействию с органами власти в компании, на ваш взгляд, наиболее оптимальна с точки зрения затрат на содержание и эффективности достижения поставленных задач? Какая структура у курируемого вами Блока?

М.Матасов: Каждый руководитель имеет свое понимание относительно построения работы и создания оптимальной структуры в своем подразделении. Все зависит от личного опыта и мотивации персонала. К примеру, в моем блоке 10 человек.  На первый взгляд, чтобы вести столь значимое направление, штат должен быть минимум раза в два-три больше, однако я склоняюсь не к количеству, а качеству. Сейчас под моим началом два подразделения. Одно контролирует действующие механизмы и вопросы в работе с госорганами, другое работает с перспективными направлениями развития и новыми законопроектами. При этом, каждый специалист обладает достаточными компетенциями для дублирования части функций своих коллег, а также решения задач как службы, так и отдела.

Д.Вечернин: Вы являетесь заместителем председателя Комиссии РСПП по автомобильному и сельскохозяйственному машиностроению, возглавляете комитет по промышленной политике НП «Объединение автопроизводителей России», а также входите в состав профильного комитета Союза машиностроителей России.  Насколько эти площадки позволяют эффективно взаимодействовать с органами власти и добиваться поставленных GR-задач? Какие легальные способы (инструменты) взаимодействия с органами публичной власти показали свою эффективность в вашей работе с учетом вашего большого опыта в профессии в целом и в автомобилестроительной отрасли в частности?

М.Матасов: С точки зрения GR и «Объединение автопроизводителей России», и Союз машиностроителей России, и Российский союз промышленников и предпринимателей являются идеальными площадками для формирования общей позиции представителей отрасли машиностроения. В рамках вышеупомянутых общественных организаций проходят обсуждения новых законопроектов, сбор мнений относительно предлагаемых правительством и ФОИВами инициатив в промышленной политике, формируется общая позиция предприятий отрасли для скоординированного доведения мнения по тому или иному вопросу. Также не стоит забывать, что сами эти организации являются местом аккумулирования в своем штате и вокруг себя высокоуровневых специалистов и экспертов автомобильной отрасли и предложения по дополнению и совершенствованию механизмов государственного регулирования и поддержки, формулируемые ими, несут положительное влияние на промышленную политику государства в целом.

Д.Вечернин: Одним из стратегических партнеров и акционеров ПАО «КАМАЗ» является немецкий концерн Daimler AG. Используете ли вы опыт и наработки немецких коллег при выстраивании отношений с органами власти? Если да, то какие успешные практики коллег из Daimler AG вы считаете наиболее успешными для реализации в России как федеральном, так на региональном и местном уровне?

М.Матасов: В случае нашего партнерства с Daimler AG речь скорее идет об использовании ими наработок ПАО «КАМАЗ». При рассмотрении международного опыта всегда необходимо учитывать специфику того региона, где ведется деятельность, как российский опыт малоприменим в Германии, так и немецкие приемы в работе с органами власти малоэффективны у нас.

Более того, сейчас, когда на российскую экономику оказывается санкционное давление и предвзятая трактовка обязательств, принятых на международном уровне, к примеру в рамках ВТО, может быть использована в качестве повода для абсолютно голословного обвинения в несоблюдении международных норм ведения бизнеса, применять что-то, что изначально предполагает подобные риски, не допустимо.

СПРАВКА

Матасов Михаил Владимирович

Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ»

Имеет высшее образование в области исторических и политических наук, кандидат социологических наук. Свою карьеру связал с сферой взаимодействия с общественностью, государственными и общественными организациями: Независимый институт социально-исторических проблем, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Госкорпорация «РОСНАНО».

Являлся одним из инициаторов создания журнала «Представительная власть». Будучи заместителем главного редактора и членом редколлегии, Михаил Матасов сделал журнал «Представительная власть» реальной дискуссионной площадкой для депутатов Государственной Думы, правоведов, историков, политологов. 

В ПАО «КАМАЗ» работает с 2011 года. На текущий момент занимает позицию заместителя генерального директора, возглавив направление по взаимодействию с органами государственной власти в компании.

Михаил Матасов, начиная с 1994 года и по настоящее время, постоянно принимает участие в законотворческой деятельности, входя в рабочие группы и в состав экспертов при подготовке законопроектов. В частности, являлся одним из разработчиков законопроектов об общественных объединениях, о политических партиях, об уполномоченном по правам человека в РФ, о правительстве РФ, о трастах, об отходах производства и потребления, о безопасности дорожного движения, о поддержке экспорта и т.д.

Является заместителем председателя Комиссии РСПП по автомобильному и сельскохозяйственному машиностроению, председателем комитета по промышленной политике Ассоциации «Объединение автопроизводителей России», членом ряда отраслевых и профессиональных ассоциаций и союзов.

С 2012 года входит в состав Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники.

Ведёт работу в рамках Всемирного форума ООН по вопросам производства и эксплуатации автомобильной техники.

В номинации «Лучший директор по отношениям с органами власти», по версии рейтинга ТОП-1000 российских менеджеров, входит в тройку лучших российских GR-менеджеров с 2015 года.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.