Средняя цена автомобильной грузоперевозки в 2021 году выросла на 20%. На ряде ключевых направлений, в том числе соединяющих Москву с Петербургом, Екатеринбургом и Краснодарским краем, цены увеличились на 50–100%. Рост происходит под влиянием восстановления рынка после пандемии и дефицита транспорта
В 2021 году средняя цена автомобильной грузоперевозки выросла на 20%, а на ряде направлений цены увеличились на 5-100%, подсчитали в VEB Ventures, входящем в ВЭБ.РФ. Аналитики указали причину роста цен на автогрузоперевозки — дефицит транспорта, вызванный в том числе нехваткой водителей, подорожанием запчастей и обелением рынка, пишет «Коммерсантъ».
Исследователи проанализировали данные более чем по 50 000 перевозчиков, подключенных к принадлежащей VEB Ventures платформе Deliver. Основные клиенты Deliver — это 30 крупных компаний из списка РБК 500, которые задают основные тенденции рынка, пояснили в VEB Ventures. В компании добавили, что анализировали и данные перевозчиков из категории малого и среднего бизнеса. Исследование показало, что в количественном выражении перевозки восстановились до уровня доковидного 2019 года, а их стоимость в 2021 году выросла в среднем на 20%.
Рост стоимости выше среднего произошел на ряде основных направлений. К примеру, на маршруте Москва-Санкт-Петербург средняя цена рейса в первом и втором кварталах 2021 года выросла вдвое к тем же периодам 2020 года, в третьем квартале тенденция сохранилась. На направлении Москва — Краснодарский край, «которое традиционно является одной из самых нестабильных с точки зрения ценообразования логистических магистралей», грузоперевозки подорожали в среднем на 46%, на направлении Москва-Екатеринбург цены выросли в 1,5 раза в третьем квартале 2020 года и не снижаются.
Средняя цена перевозки на 1 км по ключевым маршрутам при грузоподъемности 20 тонн достигла для тентовых грузовиков 40 рублей, для изотермических фургонов — 50 рублей, для рефрижераторов — 55 рублей без НДС. В VEB Ventures газете пояснили, что исследование по году выпускается до его завершения, потому что тенденции в целом уже понятны и очевидно, что тренды до конца года не поменяются.
В исследовании отмечается, что рост цен на перевозки вызван дефицитом доступного транспорта. Аналитики назвали несколько причин такого дефицита: обеление рынка, подорожание запчастей, переход водителей в другие сектора и уход с рынка мелких игроков. Общий объем рынка коммерческих грузовых автоперевозок в России в денежном выражении на конец 2020 года составил около 1 трлн рублей, подсчитали в VEB Ventures. По словам гендиректора компании Олега Теплова, ожидается, что рынок будет расти на 5% в 2021–2022 годах и далее на 3% в год.
Основатель и директор биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде в целом подтвердил отмеченные в исследовании тенденции. «По нашим данным, сейчас объем автомобильных грузоперевозок как минимум восстановился по сравнению с 2019 годом. Спрос на нашем рынке существенно вырос, и из-за этого стоимость на перевозки растет на всех направлениях»,— сказал Вильде.
Эксперт добавил, что согласно индексу ATI.SU (учитывает данные по 100 самым популярным направлениям внутри России), рост цен на сентябрь 2021 года составляет около 30% по сравнению с маем 2020 года — пиком локдауна. По сравнению с сентябрем 2020 года цены выросли примерно на 15%. «По конкретным направлениям у нас несколько другие данные: Москва-Петербург — рост примерно на 50%, Москва-Краснодар — на 55%, Москва-Екатеринбург — на 15%. Причем это именно рост по сравнению с низшей точкой, которую рынок достиг в 2020 году в период локдауна», — рассказал Вильде. Он отметил, что расхождения могут объясняться тем, что индекс ATI.SU учитывает только перевозки большегрузами.
Источник: forbes