Введение квот на экспорт удобрений, которые начнут действовать с декабря, уже создало проблемы для крупнейших производителей, которые пока не получили экспортные лицензии. Механизм их выдачи до 25 ноября должны согласовать Минпромторг и Минсельхоз. Но участники рынка опасаются, что сроки будут сорваны: тогда экспорт может полностью остановиться, спровоцировав перебои в поставках и проблемы с транспортировкой других грузов. Впрочем, по мнению аналитиков, если задержка и произойдет, то будет небольшой.
Несколько крупнейших российских производителей минеральных удобрений столкнулись с трудностями при оформлении поставок продукции за рубеж, сообщили “Ъ” источники, близкие к компаниям. Это связано с введением квот на экспорт удобрений с 1 декабря 2021 до 31 мая 2022 года.
Договоры обычно заключаются за два-три месяца до даты поставки, то есть сейчас продаются объемы на январь-февраль, когда ограничения зарубежных поставок уже будут действовать. По данным собеседников “Ъ”, резко снизилась скорость перевозок минудобрений по железной дороге, есть задержки отгрузок и пошли дефолты по контрактам.
Хотя размер квот — 5,9 млн тонн для азотных удобрений и 5,3 млн тонн для сложных (NPK, DAP и MAP и др.) — примерно соответствует прежним уровням экспорта, проблема в том, что компаниям нужно получить экспортную лицензию.
Минпромторг и Минсельхоз должны до 25 ноября утвердить порядок расчета объемов квот и их распределение между производителями. Но собеседники “Ъ” сомневаются, что министерства успеют это сделать в такие сроки.
В Минпромторге ситуацию комментировать не стали. В Минсельхозе “Ъ” заявили, что сейчас вместе с Минпромторгом прорабатывают подходы по установлению порядка выдачи, приостановления, отзыва и аннулирования лицензий на экспорт минеральных удобрений: «По результатам проработки данных вопросов Минпромторг официально представит в Минсельхоз проект совместного приказа на подписание».
В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) “Ъ” сообщили, что в последние несколько лет оформление экспортных отгрузок минеральных удобрений происходило «по отлаженным процедурам, обеспечивавшим ритмичную работу предприятий отрасли и транспортной системы». «Мы надеемся, что в дальнейшем эта ситуация сохранится»,— добавили в РАПУ. В компаниях официально ситуацию не комментируют.
«До недавнего времени интерес к России как к надежному поставщику минеральных удобрений рос в том числе благодаря оптимальному таможенному регулированию. Изменение правил игры приведет к масштабному сбою и срывам по всей цепочке экспортных поставок»,— подчеркивает один из собеседников “Ъ” на рынке.
По его мнению, это резко усугубит и без того тяжелую ситуацию с железнодорожными грузоперевозками на подходах к портам, что неминуемо скажется и на графике и качестве отправки других грузов.
Источник “Ъ” в крупной транспортной компании подтверждает эти опасения. По мнению источников “Ъ”, быстро переориентировать задержанные грузы не получится: скажется и недостаточная пропускная способность железных дорог, и дефицит вагонного парка, и дефицит региональных складских мощностей, пригодных для хранения минеральных удобрений.
Ограничения зарубежных поставок минудобрений были введены на фоне резкого роста экспортных цен после жалоб аграриев, которые опасались, что производители переориентируют объемы на экспорт, а на внутреннем рынке возникнет дефицит.
Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» уверена, что ничего катастрофического в текущей ситуации нет и она в скором времени разрешится. По ее мнению, скорее всего, министерства успеют подготовить необходимые документы к назначенному сроку. Даже если этого не произойдет, задержка составит не более нескольких дней, что часто случается при экспортных поставках: например, порт отгрузки или приемки какое-то время может не принимать грузы из-за непогоды. По мнению аналитика, эти объемы поставщики смогут компенсировать в дальнейшем в рамках своей полугодовой квоты.
Источник: Коммерсантъ