Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) проанализировал риски, которые могут возникнуть после присоединения России к глобальной реформе корпоративного налогообложения. Инициатором выступила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20.
Эта реформа была запущена летом текущего года. Она предусматривает, в частности, введение минимального эффективного налога на глобальные прибыли транснациональных компаний в размере 15% с 2023 года, пишет РБК.
Обложение прибыли новым единым налогом в 15% затронет большинство крупных корпораций России, рассказал собеседник издания, близкий к РСПП, так как налог будет применяться к группам с выручкой от 750 миллионов евро. Так, у НЛМК выручка в прошлом году превысила девять миллиардов долларов, у Evraz составила почти 9,8 миллиарда.
В РСПП отмечают, что данная инициатива угрожает существующим льготным налоговым режимам в России, например, системе СПИК (специальные инвестиционные контракты) и режиму особых экономических зон. При этом данная угроза не прямая, сообщают специалисты Deloitte. По их мнению, глобальный минимальный налог сам по себе не запрещает налоговые льготы, предоставляемые по праву домашней страны. Однако, как следует из предлагаемых правил ОЭСР/G20, если в стране нахождения материнской компании (например, в России) прибыль эффективно облагается по ставке ниже 15%, то другие юрисдикции присутствия группы имеют право добрать недоплаченный дома налог.
После введения такого налога предприятия могут столкнуться с тем, что не смогут осуществить инвестиционные проекты без государственной поддержки, считают в РСПП. Там отметили, что в случае, если какие-то льготные режимы будут ликвидированы в связи с реформой ОЭСР, тогда государство, возможно, будет вынуждено готовить альтернативные механизмы господдержки инвестиций.
В противном случае негативным последствием для страны, вероятно, станет срыв инвестиционных проектов, а также еще одна волна недоверия инвесторов к стабильности инвестиционного климата.
В нынешнем году общий объем «налоговых расходов», по данным Минфина России, оказался выше 6,6 триллиона рублей, хотя конкретно по налогу на прибыль такие льготы составляют только 232 миллиардов рублей.
Вместе с тем авторы глобальной налоговой реформы утверждают, что договор между государствами о едином налоге для транснациональных корпораций упростит бухгалтерский учет и позволит перемещать прибыль туда, где налоги меньше всего.
Источник: КО