Ни для кого не секрет, что одними из самых распространённых преступлений в нашей стране являются преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Наркотические дела — одни из самых массовых в России, в 2018-м и первой половине 2019 года по ним проходили почти по 14% всех осужденных, больше — только за кражи. При этом в 2020 и 2021 году процент осужденных по этой категории дел доходит аж до 20%.
Очевидным становится и то, что подобные преступления в своем большинстве совершаются в достаточно молодом возрасте, зачастую возраст лиц, привлекаемых к ответственности не превышает 20 лет. Санкция за такие преступления, в зависимости от квалификации, может предусматривать вплоть до пожизненного лишения свободы.
Согласно уголовно-процессуальному закону, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Для таких лиц предусмотрены соответствующие пределы и способы привлечения к ответственности с рядом послаблений, что обусловлено прежде всего особенностью психологического развития, неокрепшего психического сознания и иными социально-психологическими факторами. В некоторых случаях, под психологическими особенностями несовершеннолетних преступников понимаются отрицательные факторы внешний среды и личности самого несовершеннолетнего, обусловленные взаимным влиянием.
Однако, далеко не всегда по моему мнению, достижение совершеннолетнего возраста свидетельствует о «переходе» ребенка во взрослую жизнь. Несмотря на то, что законодателю в любом случае необходимо отчерчивать возрастную разделительную линию, при применении наказания за преступления к лицам в возрасте от 18-ти до 20-ти лет, особенно если речь идет за тяжкие и особо тяжкие преступления, считаю обязательным давать надлежащую оценку психическому развитию данных лиц.
Согласно ст.96 УК РФ в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию. Остановимся на этом подробнее.
Я неоднократно защищал в суде лиц, по делам о незаконном обороте наркотических средств, перешедших порог несовершеннолетия, но не достигших 20-ти летнего возраста, в результате у меня возникли основания полагать, что эти молодые люди по своему уровню психологического развития все еще несовершеннолетние. Да и сами преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (в тех объёмах и тех видах которые совершаются лицами в возрасте от 18 до 20 лет), несмотря на то, что они отнесены к категории особо тяжких преступлений (речь идёт о сбыте наркотиков путём тайниковой закладки) воспринимаются указанными лицами не такими уж тяжкими, как к примеру убийство или иное насильственное преступление, что в определённом смысле обьясняет частое совершение указанных преступлений представителями женского пола. Почему это происходит? Определенно, причина заключается в особенностях психического развития таких лиц.
Об особенностях психического развития подростков существует достаточное количество научных исследований, и все они по своей сути сводятся к одному. Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом. На психическое здоровье подростка влияет целый ряд факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Повышать уровень стресса в подростковом возрасте могут, в частности, воздействие неблагоприятных факторов, желание быть таким же, как ровесники, и поиск идентичности. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья являются качество жизни в семье и взаимоотношения со сверстниками. Признанными факторами риска для психического здоровья являются насилие (особенно сексуальное насилие и издевательства со стороны сверстников), жесткие методы родительского воспитания и социально-экономические проблемы. В свою очередь представители женского пола в возрасте от 18 до 20 лет наиболее уязвимы к вышеобозначеному влиянию.
Многие из нас скажут, что «в их возрасте я и подумать не мог о том, чтобы употреблять наркотики, и уж тем более продавать их». А теперь задайтесь вопросом в какое время это было? Где вы проживали? Это были 90-е? Или 80-е? Интернет был? Или вы жили а деревне? Кончено, в любом случае, это было другое время, другое общество.
Так вот закон, выраженный в норме права, а уж тем более уголовный закон, это конечный результат, которому предшествует серьезная подготовительная и исследовательская работа, я не говорю уже о реализации этого закона. К сожалению, как это происходит на деле, нам прекрасно известно.
Несколько лет назад (в наше время, как часто любят говорить) преступления в сфере незаконного оборота наркотиков квалифицировались, как хранение, позже ввели ответственность за незаконное приобретение наркотических средств и сбыт. Теперь, вместе того, чтобы лечить наркозависимых лиц, мы их просто отправляем в тюрьму. Нам доподлинно известно, что по таким делам достаточно часто фабрикуются доказательства. Нередко за решетку попадают и сами оперативники, которые попадаются на сбыте наркотических средств.
Немногие знают, как подростки втягиваются в эти истории. Подростков массово вербуют, те в свою очередь передают организаторам все свои данные, а главный злодей остается в тени. Вот кого нужно ловить, так это главного злодея. По моему мнению, вы хоть миллион приговоров огласите подросткам, ситуация никак не изменится. Кончено, это не означает, что подростки не должны нести наказание, но не такие сроки, как мог бы получить Пабло Эскобар и иные похожие организаторы наркокартелей. Напомню, по действующему закону можно получить вплоть до пожизненного лишения свободы. Эти дети не знают ни операторов, ни организаторов, и уж тем более откуда идет поставка и не заслуживают такие сроки.
Уголовный закон допускает лишение подростков свободы за впервые совершенные тяжкие ненасильственные преступления. Однако, рассмотрение подобных дел, по моему мнению, должно быть ориентировано на международный опыт в том числе. В частости один из пунктов международного договора «Пекинские правила», участником которого является и Россия гласит: «несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в серьезном деянии с применением насилия против другого лица или в неоднократных других серьезных правонарушениях, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия».
Уголовный закон в России требует внесения поправок. Необходимо прописать обязательное проведение по ненасильственным преступлениям психологической экспертизы лиц в возрасте от 18-ти до 20-ти лет, на предмет социально-психологической зрелости, достижения фактического совершеннолетия. Кроме того, указать на невозможность назначения таким лицам наказания за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств в виде лишения свободы на срок превышающий 1 год, но никак не 7, 8 или 10 лет. Действующая Уголовном кодексе 96 статья на практике в России применяется недостаточно, указанное норма нуждается в доработке.
Автор.: адвокат, доктор юридических наук Тарановский Давид Эдуардович.
david.taranovskiy@mail.ru
www.taranovskiy.com