«В предвыборной гонке все средства хороши» решили в администрации США, наложив ограничения на развитие отечественной СПГ-индустрии. Крупные производители жестко осудили такое решение, европейцы — в ужасе, «зеленые» — в восторге, а Байден — получит недостающие голоса на президентских выборах. Или ситуация не так однозначна… В этом материале детально рассмотрим тектонические сдвиги американской СПГ-индустрии и проследим возможные последствия политического решения Белого дома для мирового СПГ-рынка.
Прошлая неделя стартовала с провокационного решения Белого дома: администрация ограничила лицензирование новых проектов по сжижению природного газа. Кроме того, выдача лицензий на осуществление экспорта СПГ приостановлена. С одной стороны, такой политический этюд выглядит типичной «конъюнктурщиной», с другой — вполне себе может оказаться политической многоходовкой.
БОРЬБА ЗА ГОЛОСА
В начале ноября 2024 года состоятся выборы президента Соединенных штатов Америки. Основные претенденты на ключевую политическую должность те же: Дональд Трамп — от республиканцев, Джозеф Байден — от демократов. По состоянию на 18 января представитель демократической партии значительно уступает: он набрал 262 голоса выборщиков, его соперник — 276. Победу на выборах обеспечивает показатель, равный 270 голосам. Помимо вероятного пересчета голосов, изменения предпочтений выборщиков и потенциальных судебных тяжб администрация Байдена нашла дополнительный инструмент привлечения сторонников. Ими стали наиболее подвижные в части электоральных предпочтений, и одновременно — крайне «упертые» в контексте экологии и природопользования, «зеленые». Учитывая «проуглеродную» позицию Трампа, стремление Байдена выступить в данном случае идеологическим противником традиционных энергоносителей вполне понятно.
У МОНЕТЫ ДВЕ СТОРОНЫ
Из положительных моментов, которые снижают негативное воздействие ограничительных мер:
— ограничения не имеют «обратной силы», то есть обязательства по уже заключенным контрактам будут исполнены в полном объеме;
—представители ЕС отметили, что были заранее предупреждены о планах Белого дома, поэтому «шок» европейской энергетике не светит;
— ограничения, вероятно, будут носить временный характер — уже в ноябре следует ожидать их снятия;
— некоторые СПГ-проекты, подтвердившие свою важность для экономики и экологии США и стран-союзников перед Министерством энергетики США, могут в индивидуальном порядке получить «добро» на производство и экспорт СПГ;
— кроме того, в 2024 году не планируется ввод в эксплуатацию крупных сжижающих мощностей, критичных с точки зрения динамики американского СПГ.
ЧТО ГОВОРЯТ СТЕЙКХОЛДЕРЫ?
Финдиректор ExxonMobil Кэти Микельс: «Объемы производимого в США СПГ значительно снизятся, следовательно — замедлятся темпы замещения угля, что в сумме окажет негативное воздействие на мировую экологию».
Финдиректор Chevron Пьер Бребер: «Экспорт СПГ для США и союзников имеет особое значение: рабочие места, гармонизация внешней торговли, надежные поставки природного газа и ускоренная декарбонизация являются производными от динамичного развития американского СПГ»
Глава Shell Ваэль Саван: «Заявление администрации президента не окажет заметного влияния на позиции американского СПГ в краткосрочной и среднесрочной перспективе, но в долгосрочной — снизит доверие потребителей».
Глава Американского института нефти Майк Соммерс: «Инициатива Белого дома — это победа для России и поражение для американских союзников, потеря рабочих мест в США и замедление глобального прогресса по климату»
Спикер палаты представителей Майк Джонсон (что важно — республиканец): «Возмутительное решение, которое значительно усиливает позиции России на рынке сжиженного природного газа».
Конгрессмены, входящие в комитет по энергетике и торговле (к слову — тоже республиканцы): Приостановка Байденом экспорта СПГ ослабляет глобальную энергетическую безопасность и подрывает наши усилия, чтобы помочь Европе снизить зависимость от российских энергоносителей».
СМИ — Foreign Policy, The Wall Street Journal, Reuters, The New York Times — единогласно выступили с критикой решения Джо Байдена. Журналистское сообщество определило административное ограничение роста СПГ-индустрии как «угрозу мировой энергетической безопасности», «обременение для американской экономики», «подарок Владимиру Путину» и «фактор замедления прогресса в части декарбонизации».
Совместное письмо, сформулированное Торговой палатой США, BusinessEurope и Keidanren, с просьбой снять экспортные ограничения направленно в администрацию, но не оказало заметного воздействия.
Комментарии представителей крупного бизнеса, который наиболее сильно зависит от регуляторных кондиций СПГ-индустрии, не носят радикального характера. Это наталкивает на интересную мысль: возможно, введение ограничений является равновесным интересом для администрации и экспортеров СПГ.
ОСНОВНЫЕ БЕНЕФИЦИАРЫ
Джо Байден, который нуждается в дополнительных голосах, получит лояльность «зеленых», которые заинтересованы в ограничении ввода в эксплуатацию газосжижающих заводов, в том числе — на побережье Мексиканского залива; крупная американская промышленность, которая в последние годы медленно «утекает» в регионы с более дешевой рабочей силой и энергией, получит возможность закупать газ по более доступным ценам — потенциальные голоса в «копилочку» кандидата от демократов; американские патриоты, которые рассматривают вводимые ограничения как предпосылку «ренессанса» американской промышленности — еще одна «точка» роста для Джо Байдена в электоральной гонке.
С другой стороны, компании-экспортеры СПГ, получают возможность беспрепятственно объявлять форс-мажор по поставкам, обеспечивая параллельно ранее заключенные по выгодным ценам контракты. Сегодня конъюнктура рынка такова, что цены на сжиженный газ заметно снизились: большие запасы газа в европейских ПХГ (подземное хранилище газа) находятся на отметке 70%; замедление промышленного роста АТР (азиатско-тихоокеанский регион) в совокупности с диверсификацией импорта энергоносителей КНР, в том числе — за счет увеличения транзита трубопроводного газа из России — оказали корректирующее воздействие на цену СПГ.
Биржевые цены на газ на хабе TTF (Нидерланды) в последние 12 месяцев, долларов за тысячу кубических метров
Поэтому американские экспортеры СПГ заинтересованы в некоторой законной отсрочке поставок по долгосрочным поставкам, в пересмотре цен контрактов, возможно — даже в отказе от долгосрочных обязательств в пользу своповых поставок.
ФАКТОРЫ РОСТА ЦЕНЫ НА СПГ
В 2024 году особого роста цен на СПГ не ожидается. Именно поэтому до ноября-декабря маржинальность производства СПГ будет ниже средних значений. Но в среднесрочной перспективе цены на сжиженное топливо могут значительно возрасти. Тому причиной послужат следующие факторы:
— отказ украинской стороны от продления транзитного договора, полностью блокирующий транспортный коридор для российского трубопроводного газа в Европу: это создаст дефицит энергоносителей в Евросоюзе, направив регион в сторону увеличения объемов закупаемого СПГ;
— ужесточение санкционного давления на российский нефтегазовый сектор, которое может вылиться в блокировку поставок в Турцию, которая постепенно выходит на позицию одного из крупнейших газовых хабов;
— риски дальнейшей эскалации конфликтов на Ближнем востоке: атаки хуситов на газовозы в акватории Красного моря уже частично переформатировали логистические цепочки. Например, крупнейший катарский экспортер СПГ QatarEnergy, перестал проводить суда через опасный маршрут, что значительно увеличило сроки поставок;
— возможные забастовки на австралийских заводах, которые в прошлом году «взвинтили» цены на СПГ до 410 долларов за м3;
— возможные засухи в Панамском канале. Очередь на пересечение канала уже составляет порядка 50 дней, что значительно уменьшает «подвижность» СПГ-поставок.
Вышеперечисленные факторы, в перспективе до 2026 года — дадут прогнозный прирост цены на СПГ в районе 10-15%. Американские поставщики заинтересованы в более высокой маржинальности, поэтому «переждать» период низких цен за «административным барьером» для них может быть выгодно.
НО ТАК ЛИ НАДЕЖЕН ОКАЗАЛСЯ «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БАРЬЕР»?
Возможность объявить форс-мажор в условиях низких цен уже повлекло ряд судебных разбирательств, инициированных крупными потребителями американского СПГ. Shell, недополучив многомиллиардную поставку СПГ-топлива с луизианского Calcasieu Pass, подала иск на Venture Global. Сроки долгосрочных поставок Venture Global сдвинули вправо, на конец 2024 года, несмотря на то, что линии уже введены в эксплуатацию и активно работают на своповые поставки.
Ограничения, вводимые администрацией Байдена, таким образом — хорошо сконструированное политическое решение, учитывающее интересы множества групп интересов. Без особого ущерба для американской СПГ-индустрии и энергетической безопасности стран-союзников США удалось достичь положительных последствий для истеблишмента, компаний-экспортеров и американской экономики.
Автор: Марышев Павел