Отказ крупных мировых потребителей традиционных углеводородов, в первую очередь — США и ЕС, от значительной доли экспорта сырья из России стимулировал отечественные компании к поиску альтернативных рынков сбыта. Но, учитывая отсутствие гибкости трубопроводных цепочек, переориентация экспортных цепочек требует особого подхода. Наиболее перспективным в данном контексте эксперты считают работу с сжиженным природным газом (СПГ), спрос на который динамично растет в регионах с высоким промышленным потенциалом.
Одним из опорных проектов российского СПГ стал «Арктик СПГ-2». На объекте впервые применен технологический комплекс крупнотоннажного сжижения газ «Арктический микс» российской разработки.
Французская TotalEnergies объявила форс-мажор и сообщила, что не будет исполнять контракты по поставкам российского сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Арктик СПГ-2», в котором компания является акционером (доля 10%). К ней присоединились — пусть и с не большой охотой — китайские CNPC и CNOOC Limited (20%) и японская Japan Arctic LNG (10%).
Причиной выступили санкции США, под которые попал не только сам завод по производству СПГ, но и вся транспортная инфраструктура — перегрузочные комплексы в Мурманске и на Камчатке, которые должны были удешевить и облегчить доставку товара до покупателей. Здесь СПГ должен был перегружаться с танкеров ледового класса в обычные газовозы.
«Сжиженный природный газ в условиях всестороннего давления со стороны западных партнеров становится «локомотивом» российского экспорта. Запланированные к 2030 году объемы СПГ «на экспорт» составляют 100 млн.т — 20% от мирового рынка в перспективе. Поскольку совокупная мощность «Арктик СПГ-2» после ввода в эксплуатацию 3-х производственных линий, составит практически 20 млн.т, данный объект обладает безоговорочной значимостью. Выход иностранных инвесторов, с одной стороны, лишает завод «якорных заказчиков» (60% произведенного СПГ должны были отгружать именно инвесторам); с другой — открывает широкие возможности по спотовой торговле на рынках АТР и Юго-восточной Азии, которые динамично растут», — отметил Даниил Яблоков, директор оп развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Сейчас на «Арктик СПГ-2» запущена первая линия мощностью — 6,6 млн тонн. До конца 2026 года планируется ввести в строй еще две линии, каждую аналогичной мощности производства
Есть и благоприятствующие нам глобальные факторы. Несмотря на увеличение потребления СПГ в Европе после подрыва «Северных потоков», спрос на него в странах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) более чем в два раза выше. Причем растет он в АТР значительно быстрее, чем на Западе. Кроме того, в 2024 году СПГ останется дефицитным товаром. Ввод принимающих СПГ мощностей по регазификации (перевода СПГ из жидкого в газообразное состояние) сильно опережает рост производства самого сжиженного газа. Сейчас мощность принимающих терминалов в два с лишним раза выше, чем мощность производства СПГ. Фактически сейчас против роста потребления газа может сыграть только его цена, если она пойдет вверх. Причем разогнать ее может только дефицит СПГ в Европе, которая сама ограничивает свои возможности его приобретения.
Поскольку рынок сжиженного природного газа быстро растет, спрос значительно опережает предложение. Отсюда — высокие цены, «соперничество» между регионами, особое внимание трейдеров. Совокупный эффект — полноценный дефицит СПГ на мировом рынке. И это — с учетом высокой наполненности европейских ПГХ. На фоне такого положения вещей ввод в эксплуатацию даже одной производственной очереди «Арктик СПГ-2» позволит ПАО «НОВАТЭК» ускоренно осуществить захват части азиатских рынков.
«Наращивание мощностей по сжижению природного газа позволит получить мультипликативный эффект. Во-первых, существующие трудности в международных трубопроводных поставках требуют более гибких технологических решений: трубу переложить в другом направлении, также как построить новую — долго и дорого, а вот газовозы — гибкий канал поставок углеводородов в любых направлениях. Здесь есть вопросы к наличию газовозов в достаточном количестве и в состоянии ли единственный крупный завод-производитель танкеров «Звезда» покрыть дополнительный спрос со стороны экспортеров и, если не в состоянии — позволят ли корейские партнеры закупить у них газовозы. Также необходимо учитывать растущий спрос на СПГ внутреннего рынка. Карьерная, сельскохозяйственная и прочая техника, в перспективе, может быть переведена на ГМТ и СПГ, что позволит направить значительный объем природного газа в добывающий и сельскохозяйственный сектора экономик», — дополнил эксперт.
Санкционное давление коснулось, в том числе, и технологической составляющей производства и транспортировки СПГ. Очередные санкции могут стать даже стимулом для реализации новых СПГ-проектов в России. Которые в меньшей степени, чем «Арктик СПГ» и «Ямал СПГ», зависимы от газовозов ледового класса, поскольку будут расположены в регионах с менее жесткими природными и ледовыми условиями.