Согласно информации, полученной «Коммерсантом», в Правительстве рассматривается вариант документа, который позволит крупным покупателям природного газа реализовывать невыбранные объемы на товарно-сырьевой бирже. В частности, данная инициатива затронет абонентов, объем потребления которых превышает 100 млн кубометров в год. Дополнительным требованием к потребителю является наличие долгосрочного контракта take-or-pay (бери или плати).
В случае, если в течение 30 дней потребителю не получится реализовать избыточный объем газа, то ПАО «Газпром» получит возможность выкупить газ обратно по сниженной цене, равной 90% от изначальной. Таким образом «нерадивый» потребитель косвенно «оплатит штраф» за недостаточный объем газа, выбранного из сетей. Поскольку данный инструмент призван сбалансировать рынок, сумма «штрафа» установлена умеренная, что не сильно «ударит по карману» промышленным абонентам.
«Газпром» обязан снабжать всех потребителей, продавая газ по тарифу, тогда как остальные производители, в том числе «Новатэк» и «Роснефть», могут продавать газ по любой цене. Зачастую за счет снижения цены независимые производители отбирают у монополии крупных и платежеспособных клиентов. Но конкретно этот обратно выкупленный газ «Газпром», согласно проекту постановления, сможет продавать на рынке по нерегулируемой цене.
«Модель «бери-или-плати» для российского рынка, который долгое время формировался в условиях умеренного регулирования, не идеальна. Промышленники и энергетики — главные потребители природного газа — имеют непрогнозируемые колебания спроса на свою продукцию, который может зависеть, как от политической конъюнктуры, так и от изменений климатических условий. А некоторые предприятия на этапе проектирования закладывали показатели «на перспективу», подразумевая постепенное расширение производства, которое повлечет за собой увеличение потребления природного газа. Соответственно, долгосрочные контракты, заключенные 5лет назад, содержат в себе значения, заметно отличающиеся в большую сторону от текущих показателей потребления. Крупные абоненты, которые уже попали или рискуют попасть под модель «бери-или-плати» вынуждены либо оперативно увеличивать потребление (например, за счет создания новых потребителей газа, например, таких, как объекты генерации собственной тепловой, электрической или холодильной энергии), либо выплачивать неустойку (ранее — в размере 100% стоимости невыбранного газа, теперь — в размере 10%)», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инженерной компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Принцип take-or-pay для долгосрочных контрактов был закреплен в поправках к закону «О газоснабжении», которые вступили в силу в апреле. До этого преимущественное право на заключение договоров поставки газа имели покупатели для государственных и муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд населения.
С введением поправок была введена новая категория покупателей с преимущественным правом на заключение договоров take-or-pay — это промышленные компании, категории которых определяет государство. Такие покупатели должны оплачивать договорной объем поставки в случае его невыборки вне зависимости от причин, за исключением обстоятельств «непреодолимой силы».
«Очевидно, что любые дополнительные финансовые риски для промышленности или энергетики, в первую очередь найдут свое отражение на стоимости продукции и тарифах ЖКХ. Поэтому переход на модель «бери-или-плати» должен происходить постепенно. Допускаю некий «градиент», при котором цена невыбранного объема, по которой «Газпром» выкупает газ у абонентов, будет постепенно уменьшаться. Такой подход позволит потребителям максимально безболезненно изменить системы планирования, оптимизировать производственные процессы с учетом изменившихся условий поставок», — отметил эксперт.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что изменения в правилах поставки газа позволят увеличить объемы биржевых торгов им. В «Совете производителей энергии» (СПЭ, объединяет генерирующие компании) полагают что любое ужесточение правил поставки газа для производителей энергии приведет к увеличению «ценовой нагрузки» для потребителей энергии. Наконец, в «Сообществе потребителей энергии» (лобби крупной промышленности) сказали, что обновленную редакцию правил считают максимально сбалансированной.