Кадровый вопрос набирает актуальность: свежий взгляд на подготовку газовиков и энергетиков

Согласно исследованиям российский ученых, топливно-энергетический комплекс занимает второе место в рейтинге наиболее «требовательных» с точки зрения качества кадров отраслей. Именно поэтому существующие программно-целевые и доктринальные документы (например, Энергетическая стратегия РФ до 2035 года) уделяют отдельное внимание развитию человеческого потенциала отрасли. Ситуация с кадрами в сфере энергетики значительно изменилась в 2022–2023 годах, когда в отрасли возрос спрос на инженеров и рабочие специальности. На сегодня сохраняется дефицит сварщиков, слесарей, машинистов и бурильщиков. Особенно востребованы инженеры-энергетики для строительства высокотехнологичных объектов.

Наблюдается устойчивый тренд на «девальвацию» образования в нефтегазовом и энергетическом секторах. В частности, значительно выросло количество учреждений высшего и среднеспециального образования, но, среди них одновременно увеличилось количество учреждений, не имеющих аккредитованных СПК НГК профильных образовательных программ. Это заметно снижает ценность образования, снижает шансы выпускника найти достойную работу по специальности, негативно сказывается на рынке труда. И сложная демографическая ситуация, которой продиктован рекордно низкий уровень безработицы (примерно 2,9% по итогам 3-го квартала 2023г), не является действенным акселератором «омоложения» отрасли за счет выпускников, но зато стимулирует увеличение техногенных аварий, причинами которых являются кадры, не получившие должных знаний и умений.

Согласно опросам, проведенным среди работодателей топливно-энергетической отрасли, наиболее отчетливо дефицит кадров ощущается в части специалистов среднего и высшего профессионального уровня. Особый недостаток компетентных специалистов — среди квалифицированных инженеров. Энергетика очень консервативная отрасль, и здесь цена аварии высока. Поэтому требуются работники высокой квалификации — неважно, это выпускники колледжей, техникумов или же вузов. Они должны обладать действительно большими знаниями, чтобы эксплуатировать такие сложные сооружения, как атомные станции, гидроэлектростанции, тепловые станции, а также огромную распределительную систему, в которую входят магистральные электрические сети по всей стране.

«Основной проблемой, которая лежит в основании кадрового вопроса ТЭК, является непрестижность энергетических и газовых специальностей в нашем обществе. Старшее поколение «по инерции 90-х», когда инженерное ремесло считалось делом бессребреников, полагают профессию энергетика низкооплачиваемой и бесперспективной. Это клише проецируется и на молодое поколение, которое предпочитает популярные ныне IT-индустрию, маркетинг, банковское дело. Для восполнения дефицита квалифицированных кадров необходимо, в первую очередь, проводить масштабную просветительскую работу, рассказывать подрастающему поколению о важности и престижности инженерного дела, о прославленных российских и советских газовиках и энергетиках, благодаря которым Россия сегодня обладает одной из наиболее устойчивых энергетик в мире. Во-вторых, высшей школе необходимо актуализировать список специальностей, по которым готовят нынешних студентов. Так, например, не в одном российском ВУЗе не готовят инженеров проектировщиков, так востребованных в эпоху новых технологий. Предприятиям высокотехнологичной индустрии, в том числе энергетикам и газовикам, приходится самим разрабатывать обучающие программы и перепрофилировать инженерный состав под новые проекты.  Так и наша компания, привлекая выпускников и инженеров смежных специальностей, обучает специалистов проектированию объектов энергетики и газового хозяйства в современных программных комплексах и по актуальным требованиям индустрии», — прокомментировал Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Стремясь закрыть тему дефицита кадров, многие предприятия ТЭКа уже сегодня охотно сотрудничают с профильными вузами и ссузами. Такой подход помогает им «вырастить» по-настоящему нужных специалистов. А учебным заведениям — решить сразу несколько задач: обеспечить студентам производственную практику и трудоустройство. Еще один положительный момент — взаимодействие учебных заведений и бизнеса позволяет скорректировать учебный процесс таким образом, чтобы рынок труда получил сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и навыками.

Важной проблемой системы подготовки кадров является уже ставший классическим вопрос оторванности системы образования от кадрового рынка. Запросы работодателей не совпадают с образовательными стандартами и, что более важно — с знаниями и навыками выпускников. Такая ситуация, во многом — последствие перехода на Болонскую систему высшего образования и отказа от длительных производственных практик.

«Ключом от решения кадровых проблем отрасли является синхронизация получаемых студентами знаний и навыков с запросами работодателя, в том числе — через механизм стажировок. Необходимо создать комплекс программно-целевых и доктринальных документов различного уровня. направленных на решение проблемы кадрового дефицита; создать возможности совмещать трудовую и образовательную деятельность; актуализировать систему профессиональных стандартов, синхронизировать их с образовательными и запросами работодателей», — дополнил специалист.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.