Энергостратегия-2050: экология или экономика?

Ключевые документом стратегического планирования для российской энергетики в период до 2050 года станет Энергостратегия. В процесс разработки документа включены основные участники рынка: регулятор, производители и потребители энергоресурсов, некоммерческие организации, производители и импортеры оборудования, ресурсоснабжающие организации и вертикально ВИНКи. Документ направлен на обеспечение поступательного развития топливно-энергетического комплекса России, предоставление гражданам необходимого объёма продуктов и услуг по прогнозируемым, стабильным ценам.

Комплекс приоритетов на внутреннем рынке, обозначенных в документе, включает снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ, в том числе — парниковых газов; повышение энергоэффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии; развитие логистики, в том числе — за счет расширения пропускной способности существующей транспортной системы и создания новых логистических узлов.

 «Для развития внутреннего рынка необходимо одновременно учитывать, как минимум, еще три характеристики технологии производства энергоресурсов. Во-первых, тепловая и электрическая энергия должны быть доступными: величина тарифов для населения напрямую коррелирует с уровнем жизни, для промышленных абонентов — с рентабельностью, для регионов — с инвестиционной привлекательностью территории. Таким образом, цена на энергоресурсы является важнейшим фактором для гармоничного развития. Во-вторых, технологические схемы генерации и распределения тепловой и электрической энергии должны учитывать особенности локализации потребителей, планы развития территорий, климатические характеристики, топографию, геологию, показатели экологической безопасности. Можно сколько угодно говорить о комплексном развитии, но без индивидуального подхода создать гармоничную архитектуру внутреннего энергетического рынка сложно. В-третьих, нужно стимулировать внедрение энергоэффективных технологий и применение альтернативных источников энергии. Достижение баланса между всеми составляющими — основная задача Энергостратегии-2050. Экология и экономика равны, однако профессионализм авторов программы — чуть ровнее» — прокомментировал ситуацию Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс».

Экологическая компонента подкрепляется в стратегии посредством наращивания доли возобновляемой энергетики в структуре производства электрической и тепловой энергии. В частности, прогнозируется увеличение установленной мощности ВИЭ-объектов. Однако развитие «зеленой энергетики» планируется проводить лишь в дополнение к традиционной, в объемах, которые не создают рисков для надежности энергосистемы страны и не приводят к чрезмерной финансовой нагрузке. Также в Минэнерго России отметили перспективы природного газа как низкоуглеродного топлива, потенциал гидроэнергетики и «чистого» угля.

Регулятор оптимистично оценивает роль и место традиционных ископаемых не только в масштабе мировой энергетики, но и в контексте укрепления энергетической устойчивости российского рынка. В Минэнерго уверенны, что климатическая повестка крайне важна, однако экономическая целесообразность — первична. Минэнерго руководствуется таким подходом в отношении всех четырех сегментов Энергостратегии: нефти, газа, угля и электроэнергетики.

«В сложившейся внешнеполитической обстановке расставлять приоритеты необходимо с особым тщанием. Следовать общемировому «мифологическому озеленению» энергетики — тупиковая ветвь эволюции, которая ведет к постепенной деградации экономики и повышению зависимости от экспорта продукции из развивающихся стран. Блестящий пример — Евросоюз, который перенес большинство производственных мощностей в страны юго-восточной Азии и Африку, снизив тем самым объемы энергопотребления. Однако, даже радикальное снижение потребности в энергии не позволило европейцам полностью перевести экономику на «зеленые рельсы». Природный газ, в частности СПГ, продолжает играть ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС. Учиться необходимо на чужих ошибках, поэтому в фокусе внимания необходимо сохранять традиционные направления — нефть и природный газ. Использование угля — опция, которую необходимо использовать лишь в случаях безусловной экономической привлекательности. В остальных ситуациях из соображений экологии твердое топливо необходимо заменять. Например, природным газом, который при использовании энергоэффективных технологий и оборудования, безопасен для окружающей среды», — дополнил эксперт.

Энергостратегия находится в разработке. Утверждены ключевые установки. Стратагемы описаны, согласованы, донастраиваются механизмы. В 2024 году документ будет принят Государственной Думой РФ.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.