В настоящее время в научно-академическом сообществе идет разработка проблематики такого явления как лоббизм. Над научным и практическим осмыслением этого понятия трудятся несколько научных центров, среди которых: Государственный Университет — Высшая школа экономики, образовавший Кафедру по изучению взаимодействия бизнеса и власти, а также Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, учредивший программу MBA по связям с государственными органами власти, Российская ассоциация по связям с общественностью, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, а также ряд других научных центров, затрагивающих тематику взаимодействия в своих работах. Большую научно-практическую значимость для изучения взаимодействия бизнеса и власти представляют работы таких исследователей, как: П.А.Толстых, С.П.Перегудов, Е.Н.Минченко, А.С.Автономов, А.Э.Бинецкий, С.А.Наумов, И.Е.Минтусов, В.А.Лепехин, А.С.Фалина, С.С.Сулакшин и др. Большинство исследователей концентрируется на вопросах теории лоббизма и его практического применения в российских условиях. И, несмотря на, относительно небольшую историю исследования данного явления в России, начиная с 90-х гг. XX века, российские ученые-теоретики и практики сделали не только большой шаг вперед в теоретическом обосновании сущности данного явления, но и предложили конкретные механизмы его осуществления[1]. Следует указать так же и на проблемы, связанные с практикой реализации лоббизма в России. В первую очередь, это отсутствие согласия широкого круга лиц (предпринимателей, чиновников, экспертов и теоретиков) по поводу юридических рамок этого явления, его границ, субъектов и объектов. Практическим подтверждением этому служит дискуссия, развернутая по поводу принятия закона о лоббистской деятельности. На сегодняшний день закон до сих пор не принят. Хотя в последнее время инициатива по разработке данного законопроекта переместилась на уровень администрации Президента РФ.
На мой взгляд, следует отметить и одну особенность большинства работ – это четкое закрепление рамок исследований, выраженных в описании термина лоббизма с точки зрения взаимодействия компаний (юридических лиц) и или физических лиц и органов государственной власти.
Рассмотрим основные подходы к определению понятия лоббизм. В Большом юридическом словаре термин «лоббизм» трактуется как оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения определенного законопроекта[2].
Другое, более широкое определение данного термина, содержится в Современном экономическом словаре. Лоббизм (от англ. lobby — букв.: кулуары) — действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда — подкупом должностных лиц[3].
Большая советская энциклопедия дает толкование лоббизму, как системе контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний.
Попытка дать законодательное определение понятия лоббизм, содержится в непринятом проекте Федерального закона «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». В данном законопроекте под лоббистской деятельностью понимается взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти и их представителями с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов.
Похожее определение дает А.С.Автономов, определяя лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами социальных групп, выражаемыми указанными организациями».
К интересному выводу в первой главе книги «Лоббизм в современном мире» приходит А.Э.Бинецкий, полагая, что «лоббизм – это процесс преодоления противоречий между актуальной потребностью в представительстве корпоративного интереса и отсутствием легитимного механизма его учета». Автор утверждает, что «лоббизм является сложным социопсихологическим и общественно-политическим феноменом, существующим в разнообразных формах, реализующимся через инструменты и механизмы, но представляющим собой всегда одно – атрибут представительства интересов».
В книге «Политология: Лексикон» под лоббизмом подразумевается «практика реализации интересов различных групп граждан путем целенаправленного воздействия, как на законодательную, так и на административную деятельность органов власти». В этом же духе дает определение лоббизма французский социолог Р.-Ж.Шварценберг, понимая под ним «организацию, созданную для защиты интересов и оказания давления на общественные власти с целью добиться от них принятия таких решений, которые соответствуют их интересам».
Рассмотрев некоторые определения понятия лоббизм, можно сделать следующие выводы:
1. Отношения лоббизма всегда предполагают наличие интереса;
2. Лоббизм предполагает наличие давления (в явной или скрытой форме);
3. Лоббизм это всегда взаимодействие субъекта и объекта, но не всегда равное и двунаправленное.
На мой взгляд, стоит также указать одну особенность употребления термина лоббизм в современной российской политической науке, выраженную в понимании под лоббизмом взаимодействия бизнеса и власти. Данное обстоятельство, на мой взгляд, представляется не совсем корректным, так как под взаимодействием бизнеса и власти следует понимать процесс взаимных отношений, по поводу государственной власти, т.е., возможности государства регулировать социальные, экономические и политические отношения в обществе. При этом реализация интересов бизнеса на государственном уровне, происходит через систему органов государственной власти, обладающих закрепленной законом компетенцией в регулировании социальных, экономических отношений.
Более того, процесс взаимодействия бизнеса и государства, является обоюдным и взаимообусловленным, так как государство также оказывает влияние на общество в целом и естественно на бизнес, в то время как процесс лоббизма всегда имеет целью реализацию именно корпоративных интересов, через различного рода взаимодействие, но в реальности всегда это давление, будь то открытое, например, на слушаниях или методом публичных обращений к власти, или скрытое, использующее теневые формы. Важным отличием видится также то, что осуществление лоббистской деятельности является по своей сути конкуренцией компаний за доступ к ресурсам, в данном случае за доступ к такому ресурсу как процесс принятия решений.
[1] См., например, книгу П.А. Толстых «GR. Практикум по лоббизму в России».
[2] Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с.
[3] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.