Производство и обращение лекарственных средств — сфера особой социальной важности, которая непосредственно связана со здоровьем и безопасностью миллионов людей. Проблемы создания новых препаратов, взаимодействия с обществом и сферой здравоохранения, открытости и прозрачности фармацевтической индустрии волнуют людей во всех странах мира. Именно поэтому фарминдустрия уделяет особое внимание саморегулированию, понимая и принимая свою высокую ответственность перед обществом. Не исключение в этом смысле и Россия.
С начала этого года вступил в силу Кодекс надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) в новой редакции. Необходимость в концептуальном пересмотре кодекса возникла в связи с изменениями российского законодательства и прежде всего принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а также новой редакции Кодекса IFPMA (Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций), членом которой является AIPM. Его принятие было поддержано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России.
Кодекс AIPM является примером отраслевых этических правил и добровольно принятых участниками международного фармацевтического рынка дополнительных ограничений своей деятельности. Компании — члены ассоциации обязаны придерживаться выработанных в рамках саморегулирования норм кодекса, а соблюдение этических стандартов, предусмотренных им, является одновременно основополагающим принципом и условием членства в ассоциации.
Взаимоотношения фармацевтической индустрии России с медицинским сообществом до недавнего времени формировались исключительно с помощью саморегулирования, которое сыграло важную роль во внедрении норм цивилизованного продвижения лекарственных препаратов в условиях отсутствия законодательных норм. Ассоциация в целом положительно восприняла вступившие в силу год назад нормы, регулирующие на уровне федерального закона профессиональное общение медицинского сообщества и фармацевтической индустрии и призванные повысить ответственность всех участников рынка. Ограничения в принятии подарков, денежных средств, оплате развлечений, отдыха, а также участия в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет компаний, соответствуют принятым международным нормам и правилам взаимодействия представителей фармбизнеса с медицинским сообществом. В свою очередь кодекс предъявляет дополнительные требования к компаниям-членам через установление норм этического взаимодействия со специалистами здравоохранения.
Кодексом предусмотрена специальная процедура рассмотрения заявлений и споров о нарушении кодекса AIPM. За прошедший год в ассоциации было рассмотрено около 20 жалоб. Заявление о нарушении может быть подано как членом AIPM, так и любым иным заинтересованным лицом. Кроме того, кодексом предусмотрена возможность подачи заявления на действия любого фармацевтического производителя, не являющегося членом AIPM. Все это объясняется стремлением обеспечить прозрачность во взаимодействии фармацевтической индустрии и медицинского сообщества и сформировать цивилизованную правоприменительную практику, соответствующую российскому законодательству и международным этическим стандартам.
комментарии
Игорь Петриченко, директор по корпоративной этике компании «Р-Фарм»:
— Модернизация и развитие российской фармацевтики невозможно без установления эффективных партнерских отношений с международными фармацевтическими компаниями. Тесная интеграция, затрагивающая все этапы жизненного цикла лекарственного препарата, начиная с совместной разработки молекулы и заканчивая совместным продвижением готового препарата, требует от фармацевтических компаний выработки единых принципов и стандартов, регламентирующих эти сферы их деятельности. Компания «Р-Фарм», которая недавно стала членом AIPM, полностью поддерживает подходы к саморегулированию, изложенные в кодексе надлежащей практики, и приложит все усилия для того, чтобы способствовать дальнейшему становлению отечественной фармацевтики на принципах социально ответственного и добропорядочного бизнеса.
Елена Чернышевич, руководитель отдела по этическому ведению бизнеса компании Янссен (фармацевтическое подразделение Джонсон & Джонсон):
— Являясь инструментом саморегулирования международных компаний, представленных на российском фармацевтическом рынке, кодекс опирается на российское законодательство. Он отражает актуальные подходы к ведению бизнеса с позиции как мировых, так и российских этических практик. Положения кодекса основаны на многолетнем опыте функционирования и сотрудничества компаний — участников международного фармрынка. Мы надеемся, что этот опыт окажется полезен в модернизации российского законодательства в сфере взаимодействия медицинского сообщества и фармацевтической индустрии.
Елена Старинская, комплаенс-офицер, компания «Берингер Ингельхайм»:
— Фармацевтические компании несут особую социальную миссию. Единая модель поведения участников фармацевтического рынка, закрепленная положениями кодекса, необходима для защиты интересов пациентов. Кодекс более детально и жестко регламентирует деятельность фармацевтических компаний и как правовой акт отраслевого саморегулирования может изменяться более оперативно, чем государственные нормативно-правовые акты. Важно, что он отражает не только российские законодательные изменения, но и мировые практики и тенденции, так как AIPM является членом международных организаций EFPIA и IFPMA.
Обсуждению новых позиций кодекса было посвящено 20 заседаний рабочей группы, в результате которых нам удалось выработать документ, область действия которого значительно расширилась по сравнению с предыдущей редакцией.
Текст: Мадина Плиева ( директор по юридическим вопросам AIPM)