На наши вопросы в эксклюзивном интервью ответил вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Общественной палаты Российской Федерации Николай Остарков.
Здравствуйте, Николай Александрович! В настоящее время уже созданы многие институты для продвижения интересов бизнеса в органах власти. Некоторые из них, например оценка регулирующего воздействия (ОРВ), Агентство стратегических инициатив (АСИ), Уполномоченный по защите прав предпринимателей уже заслужили положительную репутацию. Какой из современных инструментов цивилизованного лоббизма является, на ваш взгляд, наиболее эффективным? Что бы Вы улучшили в работе существующих институтов?
Н.О.: Думаю, что каждый из существующих сегодня институтов продвижения интересов бизнеса показал свою эффективность и выполняет возложенные на него задачи. Но одно дело, когда речь идет просто об оценке нормативных актов, и совсем другое, когда мы гооврим о законодательном процессе, в котором мы, как бизнес-объединение, хотим принимать более активное участие. Сейчас существует практика, когда законопроекты обсуждаются на концептуальной стадии. Иногда, совершенно неожиданно для нас, может появиться законопроект, в подготовке которого мы не участвовали на концептуальном уровне. Некоторые законопроекты появляются настолько неожиданно, что мы к ним не готовы экспертно.
Дело заключается в том, что у нас достаточно сложная и разветвленная внутренняя структура. Для всесторонней и качественной оценки того или иного законопроекта нам необходимо запросить мнение отраслевых объединений. В свою очередь, это требует времени. Таким образом, первая проблема заключается в том, что мы в настоящее время мы пока не можем участвовать в разработки концепции законопроекта. Вторая проблема заключается в том, что в запросах, которые приходят к нам, содержатся просьбы дать ответ буквально на следующий день. Думаю, что система согласования интересов, которая сложилась в Деловой России, достаточно эффективна, но подготовка качественного заключения требует времени.
Третья проблема, на мой взгляд, заключается в том, что, согласно действующему законодательству, мы как бизнес-объединение не имеем законодательной инициативы. Мы можем действовать либо через депутатов, либо через Правительство, и это также усложняет нашу деятельность. Думаю, что такие крупные организации, как Деловая Россия, должны иметь возможность быть включенными в механизм внесения законопроектов в Думу. Я не говорю о том, что мы должны иметь право быть субъектами права законодательной инициативы, но действующего механизма внесения законопроекта на рассмотрение парламента и его последующего сопровождения у нас пока нет. Это значительно усложняет процесс лоббирования интересов предпринимательского сообщества.
В последнее время в экспертном сообществе обсуждается необходимость законодательного закрепления института коллективных исков. Как вы относитесь к данной инициативе?
Н.О.: Коллективные иски – инструмент, позволяющий защищать интересы группы лиц. Небходимо отметить, что данный механизм в настоящее время в нашей стране пока не работает. Сейчас активно идет процесс обсуждения формирования данного института. Он связан с тем, что не хотелось бы повторять негативный опыт американской системы коллективных исков. Думаю, что для этого нам необходимо сделать привязку к местности и найти свою национальную модель. В ходе обсуждения присутствуют различные интересы. В первую очередь, это интересы предпринимателей. Они выступают против этого института, поскольку он может стать одним из инструментов в борьбе с конкурентами. Те, кто заинтересован в данном институте (потребители и юридические консалтинговые компании), заинтересованы в создании дополнительных возможностей по защите интересов своих клиентов. Полагаю, что на стыке этих интересов и должен сложиться институт коллективных исков, который станет результатом серьезного компромисса.
Какие задачи Вы ставите перед собой на ближайшие три года в качестве члена Общественной палаты?
Н.О.: Я буду активно работать в комиссии по вопросам инвестиционного климата. На площадке этой комиссии можно обсуждать любую экономическую проблему, от налогов до административных барьеров. В «Деловой России» есть серьезные наработки в этом направлении – в первую очередь, это дорожные карты по улучшению инвестиционного климата. Нам нужно очень внимательно изучить мнения предпринимателей по поводу реализации этих дорожных карт и системно проанализировать их как с точки зрения регионального, так и отраслевого аспектов. Этот анализ должен дать ответ на вопрос – получен ли конкретный результат от запуска этих дорожных карт или нет. Мы сейчас активно занимаемся в Деловой России. Думаю, что сейчас у нас с коллегами появилась возможность системно осветить эту тему на площадке Общественной палаты. Есть еще одно направление деятельности, которое мне интересно. Это проблема доступного жилья. Я надеюсь на то, что в Общественной палате удастся создать рабочую группу. Думаю, что если будет принято положительное решение по данному вопросу, то в эту рабочую группу смогут войти не только мои коллеги из Общественной палаты, но и эксперты из самых различных сфер деятельности. Нам нужно будет на стыке интересов покупателей жилья, финансового сектора и тех структур, которые управляют этой ситуацией выработать программу по доступному жилью, которая была бы состоятельной с финансово-экономической точки зрения. У нас есть также договоренности с крупными компаниями, которые занимаются строительством жилья о том, что они будут активно участвовать в работе данной группы.
Каким достижением в качестве члена Палаты Вы бы гордились больше всего?
Н.О.: Я нацелен на то, чтобы те конкретные поправки или инициативы, которые будут предлагаться деловым сообществом, нашли свое выражение в конкретных законопроектах. Принятие соответствующих поправок в действующее законодательство и будет конкретным результатом моей работы. И чем больше будет таких результатов, тем более эффективной будет моя работа.
Эксклюзивно для GR—NEWS