Предложенный правительством компромиссный вариант налогового маневра сделает нерентабельными шесть крупных российских НПЗ. В их число вошли и четыре завода «Роснефти», возражающей против маневра, а также НПЗ «Русснефти» и «Сургутнефтегаза». Теперь Минэнерго и Минфин обсуждают возможность «адресной поддержки» проблемных заводов. По мнению экспертов, адресные меры вообще не нужны, просто НПЗ остановят нерентабельные мощности. Но при этом части небольших заводов придется полностью закрыться.
Минэнерго провело анализ того, как введение налогового маневра повлияет на российскую нефтепереработку. Об этом Минэнерго и Минфин договорились в конце июня на совместном совещании с «Роснефтью», которая опасалась, что может больше всего пострадать от роста пошлины на мазут. Проблемы госкомпании подтвердились: по оценке Минэнерго, нерентабельными окажутся четыре ее завода — Комсомольский, Рязанский, Саратовский и Ачинский (сейчас остановлен из-за пожара, планируется частичный ввод в эксплуатацию до конца года). Производство нефтепродуктов будет невыгодным также на Киришском НПЗ «Сургутнефтегаза» и Орском НПЗ «Русснефти».
С 2015 года в России должна была быть введена экспортная пошлина на мазут в размере 100% от пошлины на нефть. Но нефтекомпании, которые еще в 2011 году заключили соглашения с правительством о модернизации НПЗ, не успевали с введением новых мощностей, которые повысили бы глубину переработки нефти. По данным ЦДУ ТЭК, на Комсомольском НПЗ с начала года она составляет 60,4% (доля мазута в продукции — 39,1%), на Рязанском — 64,4% (34,1%), Саратовском — 71,8% (27,4%), Киришском — 58,1% (41,2%), Орском — 65,5% (33,4%). При этом, например, на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа глубина переработки 93,3%, на Омском НПЗ «Газпром нефти» — 91,5%.
В итоге в Минэнерго и Минфине начали прорабатывать новые правила, которые сразу вызвали споры с нефтекомпаниями. Компромисс между собой ведомства фактически нашли. Маневр направлен на рост маржи добычи нефти, но резко снижает маржу нефтепереработки, особенно пострадают заводы с низкой глубиной переработки. Кроме того, в ходе маневра придется пересматривать сроки действия налоговых каникул по НДПИ на нефть, источники наполнения дорожных фондов (формируются за счет акцизов на топливо). Государству фактически придется субсидировать нафту и авиакеросин для внутреннего рынка. В 2015 году бюджет от маневра может потерять 98 млрд руб., но в 2016 он уже заработает 40 млрд руб., а в 2017-м — 71 млрд руб.
Но пока министерства не могут прийти к компромиссу с «Роснефтью»: маневр может сделать нерентабельными не только три работающих НПЗ компании, но и ее проект Восточной нефтехимической компании (ВНХК).
Сейчас обсуждаются меры адресной поддержки НПЗ, но какие конкретно, неизвестно. Окончательное решение по маневру может быть принято до конца июля. Впрочем, позиции должны были быть согласованы еще до начала июня, но этого так и не произошло.
Никаких адресных мер быть не должно, в отрасли и так наблюдается избыток переработки, считает Антон Рубцов из энергетического центра бизнес-школы «Сколково», если компания желает сохранить НПЗ, она может инвестировать в модернизацию. По его мнению, по завершении маневра большинство НПЗ будут оптимизировать избыточные мощности нерентабельной первичной переработки. Но часть НПЗ будет вынуждена закрыться из-за отрицательной операционной маржи, полагает господин Рубцов. По его оценке, из крупных заводов в это число могут войти Саратовский НПЗ и Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа, но без маневра с операционными убытками они столкнутся уже в январе 2015 года, после ввода 100% пошлины на темные нефтепродукты.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2520437