В рамках Договора о создании Евразийского экономического союза запланировано формирование единого  рынка энергоресурсов.   Обозначены сроки, когда должна быть подготовлена концепция единых рынков – 1 июля 2015 года. О перспективах реализации этих планов, возможностях и проблемах, говорили участники круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве РФ 17 июля 2014 г.

В Договоре о создании ЕАЭС от 29 мая 2014 года с Приложениями, которые являются его неотъемлемой частью, вопросам, посвященным скоординированной политике по созданию единых рынков энергоресурсов и их регулированию, отведено большое место. Результатом  работы всех сторон Договора  стали планы по созданию единого рынка энергоресурсов. В соответствии с планом, на первом этапе, к 1 июля 2018 года должна быть выполнена программа по созданию электроэнергетического рынка ЕАЭС. Следующая задача – формирование   к 1 июля 2024 года — рынка газа. На эту же дату запланировано реализовать программу создания единых рынков нефти и нефтепродуктов союза.

Открывая дискуссию, начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра Александр Курдин,  отметил, что  в нефтяной отрасли существуют сложности с использованием внешнеторговой политики и регулированием цен, возникают угрозы смены юрисдикции в целях налогового планирования и различные подходы к внешнеторговой политике и налогообложению. По его словам, в газовой сфере проблемы связаны с моделью рынка, открытием доступа к газотранспортной инфраструктуре, методологией расчета стоимости транзитного газа и тарифов на транспортировку.

Как отмечали эксперты, основная  проблема для интеграции на таком уровне заключается в разнице экспортных пошлин на ресурсы. Сейчас они используются не только как инструмент для привлечения прибыли в бюджет, но, например,  в России — также для стимулирования модернизации нефтепереработки. Создание общих рынков, подразумевающее свободное перемещение жидкого топлива, а значит, возможность экспорта с различных территорий, сковывает возможности участников по использованию экспортных пошлин как инструмента государственной  политики. Кроме того, если говорить о недискриминационном доступе к рынку, то это интересует не только участников договора ЕАЭС, но и хозяйствующих субъектов.

По мнению руководителя департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александра Григорьева, основной риск , основная проблема – то, что связано с сетями, т.к. их доля пока не снижается. В трех государствах существуют разные подходы по работе с сетями. Эксперт отметил, что наибольших успехов удалось добиться в создании единого рынка электроэнергии, и что этот опыт хотелось бы применить к рынку нефти и газа. Он предположил, что логика экономической интеграции предполагает  передачу полномочий наднациональным органам.

Однако это предложение не нашло поддержки у заместителя директора департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Сергея Колобанова. По его мнению, документы, которые сейчас подписаны, это база для дальнейшей работы. Потребуется время  для разработки концепций  и проработки различных моделей, оценить их эффективность. Также он отметил, что  в Европе энергетический рынок контролируется различными органами — как государственными, так и частными.

О  введении новых норм в законодательство ЕАЭС и их влиянии на работу нефтяной компании рассказал заместитель начальника департамента правового обеспечения по международно-правовой деятельности ООО «Лукойл-Нефтепродукт» Максим Бобин. С  1 января 2014 года по 2019 год российским нефтяным компаниям запрещен ввоз на территорию Казахстана базовых масел. Таким образом, производство готовых масел на территории республики невозможно, поэтому российским нефтяникам, возможно, придется обращаться к иностранным компаниям.  По мнению  М.Бобина, эта норма затрагивает  любую компанию, которая в России активно занимается нефтепереработкой. Он считает, что отмена запрета импорта/экспорта масел позволит создать достаточно высокотехнологичное производство на территории Казахстана и наращивать объемы производства также и в России для обеспечения сырьем заводов в Казахстане.

Сергей Колобанов пояснил, что отношения в сфере нефти и газа оказались очень чувствительными для всех сторон договора. Он отметил, что де-факто остаются  двухсторонние договоренности вне рамок Союза, т.к. при разработке соглашения о создании ЕАЭС планировалось составить список изъятий по всем сферам, однако согласовать список в процессе переговоров не удалось. Разработчики предполагали имплементировать нормы этих соглашений на три государства, но и этого сделать не удалось, поэтому и было решено оставить изъятия в действии на срок не позднее 2025 года. В течение этого периода последовательно будут пытаться все эти изъятия устранить или оставить, если они влияют на энергетическую безопасность государств.  С.Колобанов пояснил, что планируется создать рабочую группу для разработки нормативной базы единого рынка энергоресурсов. Для работы в ней  будут приглашены, кроме чиновников, ученые и представители нефтяного бизнеса в качестве экспертов.

Подводя итоги работы круглого стола, участники согласились, что создание единого топливно-энергетического рынка на Евразийском пространстве потребует длительного периода времени и согласования позиций всех сторон. Тем не менее, нужно двигаться к разработке общей энергетической политике, учитывая экономическую мотивацию сторон.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.