Настоящие предложения подготовлены по запросу департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического Развития Российской Федерации и касаются концепции саморегулирования отрасли продвижения интересов.
Предложения подготовлены в целях минимизации рисков для специалистов по взаимодействию с органами государственной власти, сопряженных с возможным принятием разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации проекта федерального закона[1], и направлены на сохранение действующего порядкавзаимодействия с органами государственной власти для членов саморегулируемых организаций представителей интересов.
Следует отметить, что при формировании предложений мы исходили из пожелания Министерства получить краткое представление о возможности саморегулирования в данной сфере, чем обусловлено лаконичное изложение инициативы в тексте имеющегося проекта федерального закона. При дальнейшем развитии данной концепции потребуется масштабная правовая работа над определением законодательного акта, в который потребуется внесение изменений, и детального содержания предлагаемых законодательных положений.
На данный момент следует выделить следующие инициативные предложения.
В целях уточнения статуса представителя интересов предлагается дополнить статью 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определением для целей данного закона понятия «представитель интересов».Данное понятие должно опираться на общее определение представления интересов, предлагаемое к закреплению Минэкономразвития России. В то же время, считаем необходимым указать на порядок наделения соответствующими полномочиями на представление интересов – в соответствии с гражданским или трудовым законодательством Российской Федерации. Это подразумевает наличие между представителем и представляемым лицом гражданско-правовых или трудовых отношений, вытекающих либо из гражданско-правового договора, либо на основании доверенности, либо появляющихся в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством основаниями (см. новый п. 6 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).
Предлагается также не распространять требование о представлении государственными гражданскими и муниципальными служащими отчетности о встречах, состоявшихся в рамках их взаимодействия с представителями интересов, являющимися членами саморегулируемых организаций лиц, осуществляющих деятельность по представлению интересов общественных объединений, индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций (см. новый п. 9 ч. 2 ст. 12.6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» особенности создания и деятельности отдельных видов саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральным законом. В связи с этим в предложениях к законопроекту указываются следующие особенности (см. новую ст. 12.7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ):
1) Для разработки стандартов и правил деятельности по представлению интересов и для контроля за их соблюдением могут создаваться саморегулируемые организации. Их членами могут стать как физические, так и юридические лица, причем членство в саморегулируемой организации является в данной сфере добровольным.
2) Саморегулируемые организации представителей интересов не обеспечивают дополнительную имущественную ответственность ее членов перед заказчиками (не создают системы личного и (или) коллективного страхования и не формируют компенсационный фонд).
3) Если в объединение саморегулируемых организаций представителей интересов входит более 50 процентов всех отраслевых саморегулируемых организаций, она вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций.
4) Среди важнейших полномочий национального объединения саморегулируемых организаций представителей интересов – функции по выработке единых стандартов и правил деятельности, контроль за их соблюдением, представление интересов своих членов в органах власти и участие в обсуждении вопросов государственной политики в данной сфере.
Предполагается, что правовой статус национального объединения саморегулируемых организаций и особенности его функционирования могут быть урегулированы специальным федеральным законом.
[1] Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия органов власти и представителей общественных объединений, индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе иностранных, и их уполномоченных представителей»