16 марта состоялась встреча участников Рабочей группы Минэкономразвития России по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. В повестку дня включен вопрос правового регулирования продвижения интересов в органах власти. 

Президент GR-Лиги Олег Румянцев представил позицию специалистов по связям бизнеса с органами власти, в основе которой лежит концепция саморегулируемой организации (СРО) представителей интересов.

Попытки регулирования порядка продвижения интересов неоднократно предпринимаются уже в течение довольно продолжительного периода времени. Доработанный проект федерального закона, представленный в декабре 2014 г., содержит несколько важных новых положений, позволяющих говорить о том, что разработчики сделали шаг навстречу бизнесу. 

Во-первых, ими предложено определение понятия «представления интересов». 

Во-вторых, расширен перечень встреч, проведение которых не обязывает должных лиц представлять соответствующий отчет. К таким встречам предлагается отнести взаимодействия в рамках постоянных и временных совещательных органов, созданных торгово-промышленными палатами, объединениями работодателей, общероссийскими общественными организациями, саморегулируемыми организациями и международными организациями. 

GR-Лига поддерживает данный законопроект с учетом некоторых дополнений. Несмотря на то, что законопроект направлен на регулирование деятельности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, он напрямую затрагивает и профессиональных лоббистов. Так, обязывая чиновников вести не внутриведомственную, а публичную отчетность о встречах с «представителями интересов», проектируемый федеральный закон создает условия для утечки конфиденциальной информации, что ставит перед бизнесом своеобразный дополнительный административный барьер и с большой долей вероятности может привести к потере конкурентных преимуществ. 

В развитие положения о понятии представления интересов GR-Лига предлагает зафиксировать в законопроекте определение представителя интересов: «представитель интересов – лицо, уполномоченное общественным объединением, индивидуальным предпринимателем, коммерческой или некоммерческой организацией на представление их интересов в соответствии с гражданским и (или) трудовым законодательством Российской Федерации».

Встречи с профессиональными представителями интересов должны быть исключены из сферы отчетности должностных лиц. Это представляется своевременным и логичным шагом.

Профессиональное сообщество представителей интересов готово к введению дополнительного нормирования своей деятельности и внедрению профессиональных стандартов. Саморегулирование в данном случае является позитивной альтернативой государственному регулированию. Эта модель уже зарекомендовала себя в различных сферах (строительство, проектирование, аудиторская деятельность, деятельность арбитражных управляющих, оценка, медиация, рекламная деятельность, деятельность патентных поверенных и др.). 

Из сферы обязательной отчетности предлагает исключить не все встречи с любыми уполномоченными представителями интересов, а лишь с теми из них, кто является членом специализированных СРО представителей интересов.

Отметим также, что мы допускаем членство в СРО представителей интересов как физических, так и юридических лиц. Однако наше предложение ни в коем случае не является попыткой предоставить бизнесу «лазейку». Важно подчеркнуть следующие ключевые тезисы:

  1. Компания не сможет войти в СРО, если ее деятельность не связана с представлением интересов.

  2. Работники такой организации не становятся членами СРО автоматически, и на них не распространяется исключение из общего правила о представлении отчетности. 

Еще одним нашим предложением является отсутствие исключений из порядка представления государственными служащими отчетности о встречах с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Конституция РФ (статья 33) говорит о праве граждан Российской Федерации на обращение. По своей природе данное право является правом политическим, и поэтому для лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, оно может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовая основа саморегулирования заложена Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Особенности правового положения саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами (часть 2 статьи 1). 

Важно отметить, что в последнее время в сфере саморегулируемых организаций широко обсуждается проблема обеспечения дополнительной имущественной ответственности. Эксперты поднимают вопросы, касающиеся воздействия инфляции на средства компенсационных фондов, невозможности их расходования и рисками их хранения на счетах в банках. Однако в сфере продвижения интересов обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов перед потребителями оказываемых ими услуг в целом нецелесообразно ввиду того, что всегда существует возможность корректировки правовых актов по усмотрению законодателя – это является основой функционирования демократической системы принятия решений. Введение дополнительной имущественной ответственности представляет собой, фактически, ответственность представителей интересов за действия органов государственной власти.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Коллеги, представляется, что если ваш сайт новостной, то следует представлять информацию более полно с описанием всего события. В данной информации много интересного и важно осталось за рамками сообщения. А это важно. Спасибо.
    Национальный Союз лоббистов

    • Дмитрий, спасибо за комментарий. Безусловно, статья не полно описывает прошедшее событие, ведь на то она и статья, а не стенограмма. В этой статье автор самостоятельно выбрал фокус информации и подачу. Если вы считаете, что в данной материале упущены важные, на Ваш взгляд, моменты, мы с радостью готовы будем поделиться ими, если Вы предоставите их нам.

  2. Как вы предлагали предоставляю информацию Национального Союза лоббистов по мероприятию и предложения с выводами.
    Прошедшая 16 марта встреча в Минэкономразвитии по мнению экспертов Национального Союза лоббистов, явно показала:
    1. Отсутствие выраженного цехового единства и явного лидерства в процессе становления института лоббизма в стране.
    2. Отсутствие органичной современной правоведческо-юридической конструкции становления и развития лоббизма в РФ с учетом реалий времени и геополитической перспективы.
    3. Отсутствие экономически и социально выверенной, современной политической, экономической и социальной платформ процесса формирования института лоббизма в стране.
    Это было высказано на совещании.

    Предложения Национального Союза лоббистов:
    1. Организовать, например, ассамблею (любой формат союза заинтересованных сторон) участников процесса становления института лоббизма в РФ (АП, СФ, ГД, Правительство РФ, РСПП, Ассоциация менеджеров, «Румянцев и партнеры», GR представители корпораций, среднего и малого бизнеса, общественные организации (ОНФ, АСИ, …), ассоциации и т.п.), для выработки реалистичной концепции развития лоббизма в стране.
    2. На ассамблее, определить лидирующую организацию(и). (Не с точки зрения величия, а с точки зрения наличия полноценных компетенций интегратора и ответственности).
    3. Необходимо выработать однозначную социальную и политико-экономическую платформу.
    4. В развитии института лоббизма мигрировать от «борьбы с коррупцией» в область социально-экономический сферы с четкой имиджевой формулировкой основ деятельности лоббистов.
    5. Разработать и выставить в 2015 году на согласование собственный проект Закона о лоббизме, как минимум попасть в новый «Национальный план по борьбе с коррупцией на 2015-2016 годы» с четкими задачами по формированию и становлению института лоббизма.

    Информация Национального Союза лоббистов о разработке в Союзе Федерального закона «О лоббистской деятельности в РФ»
    Предметом регулирования будущего Федерального закона «О лоббистской деятельности в Российской Федерации» будут являться отношения, возникающие при согласовании интересов различных социальных групп общества в процессе принятия органами государственной и муниципальной власти законов, иных нормативных правовых актов и властных решений. Задачей названного Федерального закона будет являться закрепление правовых и организационных условий продвижения лоббистами от имени заинтересованных лиц в органах государственной и муниципальной власти, государственных корпорациях (компаниях) законодательных предложений, социально–экономических программ и проектов.

    Нормы законопроекта должны определить основные понятия (лоббистская деятельность, лоббисты, лоббистская организация и т.д.); требования к лоббистской деятельности, включая ограничения на ее осуществление; правовой статус лоббиста, формы лоббистской деятельности и условия ее финансирования; меры государственного регулирования (государственная регистрация и аттестация лоббистов, аккредитация при органах власти, отчетность и ответственность за нарушение законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность); условия раскрытия источников информации; требования к объединениям (союзам) лоббистов и лоббистских организаций.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.