Эпоха перемен, именно так называют происходящее в Украине оптимисты, породила новую бизнес-среду, где одну из профессиональных партий играют GR-менеджеры, они же специалисты по связям с государственными органами. Слово модное и для многих непонятное.
В классическом и цивилизованном понимании GR (Government Relations) – формирование репутации отдельных субъектов (чаще всего предприятий или групп компаний) в глазах властных структур. Еще полтора года назад, GR в традиционном его значении не имел в Украине особого смысла, поскольку наиболее сильные группы влияния в обществе были прямо представлены в органах власти, в том числе в ее высших эшелонах. В свою очередь, у более слабых групп интересов, было недостаточно сил, для полноценного влияния на принятие государственных решений.
Сейчас же, произошло рассеивание влияния во власти и перераспределение сил среди групп интересов. Именно поэтому, GR становится важным элементом деятельности крупных компаний и бизнес групп, которые пытаются выстроить отношения с представителями власти, которые стали менее подконтрольными. Они готовы платить за то, чтобы их услышали и прислушивались. Поэтому грамотное взаимодействие можно обеспечить, только имея специалиста, который будет поддерживать контакт.
Для кого-то привлечение GR-щика это тренд, в нашем же случае был реализован классический подход, когда спрос породил предложение. Предоставляя юридические услуги ряду депутатов, совместная работа начала расширяться до анализа законопроектов и переросла к помощи в их разработке. Именно так, стараясь оказать клиенту максимальный объем услуг, мы стали причастными к новомодному течению.
Можно ли охватить все векторы деятельности, рассчитывая только на свои силы? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Многое зависит от планов и поставленных целей. Если говорить о правовой инициативе, о полноценном продвижении какой-либо идеи, формировании позитивного имиджа компании в глазах власти и экспертного сообщества, то необходимо задействовать дополнительные инструменты. В таком случае, в помощь GR-щику – активная позиция в бизнес-ассоциациях, а также классический PR (в нашем случае работа двух специалистов тесно переплетается, но об этом позже).
Итак, членство в бизнес-ассоциациях позволяет лоббировать свои правовые наработки через профильные комитеты. Но не стоит забывать, что это лишь дополнение к стратегии, так как присутствуют определенные риски, к примеру, ваша инициатива может задевать интересы других компаний-членов, то, что актуально для вас, не является приоритетным для работы комитета в данный момент, поэтому всегда нужно перестраховываться и работать на нескольких фронтах (читай бизнес-ассоциациях).
Важным также является участие в рабочих группах комитетов по реформированию при государственных органах. Если политика таких групп не запрещает вовлеченность представителей юридического бизнеса, то этот путь к авторству законопроектов и причастности к реформам самый оптимальный, так как вы оказываетесь в самом эпицентре правовых изменений и активно в них вовлечены.
Последний, но немаловажный, штрих в работе GR-отдела – это взаимодействие со специалистами по связям с общественностью. Круглые столы и пресс-конференции с участием представителей власти, презентации законодательных новел или идей реформирования разных правовых сфер – все это является классикой продвижения и организовывается с целью достичь максимальной эффективности в лоббизме.
И в завершение — если раньше образ юриста дополнял «чемодан с деньгами», то сегодня его красит «чемодан со связями», который способствует неформальному, здоровому диалогу с властью.
Автор: Каганец Антон