Для российского бизнеса 2015 год сулил сокращение прибыли, потерю партнёров и в целом ставил под сомнение существование некоторых компаний крупного и среднего сектора. Государство предлагало идти по пути импортозамещения. Большинство производителей, сотрудничающих с зарубежными партнёрами, такой вариант развития событий ставил в тупик. Сложности технологии производства тех или иных товаров и закупка наиболее подходящего качественного сырья обязывает в век глобализации бизнесменов по всему миру сотрудничать и развивать совместное транснациональное производство. Многие компании успешны в этой сфере. Поэтому потеря иностранных партнёров для России, как и для зарубежных бизнесменов российских коллег, выглядит малоперспективно. Как же крупный и средний бизнес в России выживает в условиях санкций, продолжая развивать международное сотрудничество?
Сквозь века
Исторически так сложилось, что крупному бизнесу было выгодно лоббировать интересы своих компаний за рубежом, особенно в сложные экономические периоды. Более того, многие успешные предприниматели неплохо зарабатывали на этом. К примеру, идея о необходимости создания системы, частично выполняющей в США функции Центрального банка, принадлежала самым успешным бизнесменам и банкирам того времени – домам Ротшильдов, Морганов, Рокфеллеров, Саксов, Кунов и других. Так называемый «план Олдрича» предполагал лоббирование закона о Федеральном резерве (Federal Reserve Act). Принятие акта стоило банковскому кругу изощрённых манипуляций с текстом самого документа и с демократами, продвигающими его в Конгрессе. Так зародилась Федеральная резервная система, особенностью которой стала частично акционерная форма капитала. Крупные американский бизнес смог спасти свой капитал и сохранить его в своей стране, сделав тем самым кредиторов по всему миру должниками США.
Когда российский лоббизм за рубежом встал на ноги?
Сегодня российское законодательство позволяет крупному бизнесу, который в России на 90% принадлежит сырьевому рынку, свободно выходить за рубеж и лоббировать там свои интересы.
Лоббирование интересов крупного бизнеса осуществляется несколькими путями. Одним из таких становится открытие дочерних компаний за границей и их пиар с помощью действующих там известных агентств. Так в 2007 г. действовал «Норильский никель», открыв в Лондоне дочернее предприятие «Ниромет», проводившее сделки с американскими партнёрами. Завершив сделки, компании использовали в американском антимонопольном ведомстве услуги лоббистской фирмы Barbor Griffith для мониторинга их деятельности.
Другим способом защиты капитала становится приобретение акций с активами иностранного партнёра. Например, активные действия на американском рынке проводил «Новолипецкий металлургический комбинат», в 2008 г. купивший 3,5 млрд. долл. фирмы по производству труб Carlyle Group, а чуть позже присоединивший Beta Steel за 400 млн. долл. — поставщика стали для трубного завода. Другой крупный игрок «Рособоронэкспорт» в 2006 г. приобрел у «Ренова» 68% акций «ВСМПО-Ависма» с активами в цветной металлургии США.
Так, в прошлом десятилетии началась активная экспансия российской промышленности на Запад. В настоящее время российские металлургические корпорации владеют 10% сталелитейной промышленности Соединённых Штатов. В нефтегазовом бизнесе «Лукойл» в 2000г. купил 1260 АЗС компании Getty Petroleum Marketing, а через несколько лет 795 АЗС у Conoco Phillips. Активно инвестировались средства в американскую экономику компанией «Итера», заполучившей в 2002г. компанию Grayson Hill Energy, позже 78% акций Dune Energy, а потом практически полностью выкупившей Barnett Shale & Voyager Partners. Данные отрасли не находились под сильным госрегулированием, поэтому необходимости их лоббирования в госструктурах не было.
Кроме того, в начале 2000-х гг. российско-американские отношения были теплее, чем сейчас, потому имело смысл пиарить российский бизнес. Проводилась регулярная работа по выработке позитивного общественного мнения к российскому бизнесу. К примеру, в 2003г. в открытии АЗС «Лукойла» в Нью-Йорке принял участие Владимир Путин.
Таким образом, на протяжении первого десятилетия XXI в. внедрение на американский рынок было лёгким и безболезненным для российских компаний и не требовало оказания особых лоббистских услуг. Однако за последние полтора года в связи с напряжённой политической ситуацией потребность в лоббизме российского бизнеса возросла в США и особенно в ЕС.
Пора санкций: как быть?
В 2015г российские структуры увеличили расходы на лоббирование своих интересов в Вашингтоне, о чём сообщает Politics.ru cо ссылкой на агентство Bloomberg. Огромные суммы денег были направлены в лоббистские круги и организации по связям с общественностью США с целью улучшения российского имиджа за рубежом – среди них особую роль занимает Ketchum, мировой гигант по связям с общественностью, располагающийся в Нью-Йорке, который помогал поместить комментарии Владимира Путина в New York Times. Сейчас эта компания продолжает лоббировать интересы российского бизнеса в США.
Сегодня целью российского бизнеса выступает защита своего капитала и авторитета за рубежом. Российские компании, анализируя сложившуюся ситуацию в политических кругах и следя за экономической нестабильностью в валютном секторе, предпочитают концентрироваться на европейском рынке. Уход российского бизнеса с американской арены не выглядит странным, учитывая тот факт, что российские компании теснее сотрудничают с ЕС, чем с США. Товарооборот между Россией и ЕС за 2012 год, к примеру, составил 370 миллиардов долларов, а между Россией и США — всего 26, сообщает The New York Times.
Этим можно объяснить действия «Газпром экспорт», который в прошлом году снизил расходы на европейских лоббистов, разорвав отношения с американской Ketchum, но продолжая сотрудничать с бельгийской консалтинговой фирмой GPlus. Фирма занимается связями концерна со СМИ ещё с 2007г, а сейчас оказывает консультационные услуги «Газпрому» и представляет интересы партнёров по газопроводу «Южный поток». Активным лоббированием занимается «ЛУКОЙЛ», потративший на это в 2014г. €400–500 тыс., а годом ранее — €450–500 тыс. В Европе интересы компании отстаиваются с 2008 года. Представитель компании в своём интервью РБК говорил об инициативах Брюсселя отстаивать некоторые позиции работы «ЛУКОЙЛ» и о необходимости взаимодействовать с европейскими институтами. Также лоббированием занимаются такие лидеры в своих отраслях, как «Лаборатория Касперского», «Интер РАО», а с недавнего времени даже ОАО «РЖД».
Как бы то ни было, 2015 год показывает, что авторитет российских компаний за границей стремительно снижается. Кажется, экономические гиганты готовы вложить немалые суммы в охрану своего сектора в Европе и не слишком стремятся отстаивать свои позиции в США. Что же, перед Россией на горизонте открываются перспективы светлого будущего в БРИКС. Изменят ли российские бизнесмены вектор развития в сторону сотрудничества в этом блоке и будут ли там взращивать своё могущество, покажет время.
Анна Полянская