Для российского бизнеса 2015 год сулил сокращение прибыли, потерю партнёров и в целом ставил под сомнение существование некоторых компаний крупного и среднего сектора. Государство предлагало идти по пути импортозамещения. Большинство производителей, сотрудничающих с зарубежными партнёрами,  такой вариант развития событий ставил в тупик. Сложности технологии производства тех или иных товаров и закупка наиболее подходящего качественного сырья обязывает в век глобализации бизнесменов по всему миру сотрудничать и развивать совместное транснациональное производство. Многие компании успешны  в этой сфере. Поэтому потеря иностранных партнёров для России, как и для зарубежных бизнесменов российских коллег, выглядит малоперспективно. Как же крупный и средний бизнес в России выживает в условиях санкций, продолжая развивать международное сотрудничество?

Сквозь века

Исторически так сложилось, что крупному бизнесу было выгодно лоббировать интересы своих компаний за рубежом, особенно в сложные экономические периоды. Более того, многие успешные предприниматели неплохо зарабатывали на этом. К примеру,  идея о необходимости создания системы, частично выполняющей в США функции Центрального банка, принадлежала самым успешным бизнесменам и банкирам того времени – домам Ротшильдов, Морганов, Рокфеллеров, Саксов, Кунов и других. Так называемый «план Олдрича» предполагал лоббирование закона о Федеральном резерве (Federal Reserve Act). Принятие акта  стоило банковскому кругу изощрённых манипуляций с текстом самого документа и с демократами, продвигающими его в Конгрессе. Так зародилась Федеральная резервная система, особенностью которой стала частично акционерная форма капитала. Крупные американский бизнес смог спасти свой капитал и сохранить его в своей стране, сделав тем самым кредиторов по всему миру должниками США.

Когда российский лоббизм за рубежом встал на ноги?

Сегодня российское законодательство позволяет крупному бизнесу, который в России на 90% принадлежит сырьевому рынку, свободно выходить за рубеж и лоббировать там свои интересы.

Лоббирование интересов крупного бизнеса осуществляется несколькими путями. Одним из таких становится открытие дочерних компаний за границей и их пиар с помощью действующих там известных агентств. Так в 2007 г. действовал «Норильский никель», открыв в Лондоне дочернее предприятие «Ниромет», проводившее сделки с американскими партнёрами. Завершив сделки, компании использовали в американском антимонопольном ведомстве услуги  лоббистской  фирмы Barbor Griffith для мониторинга их деятельности.

Другим способом защиты капитала становится приобретение акций с активами иностранного партнёра. Например, активные действия на американском рынке проводил «Новолипецкий металлургический комбинат», в 2008 г. купивший 3,5 млрд. долл. фирмы по производству труб Carlyle Group, а чуть позже присоединивший Beta Steel за 400 млн. долл. — поставщика стали для трубного завода. Другой крупный игрок «Рособоронэкспорт» в 2006 г. приобрел у «Ренова» 68% акций «ВСМПО-Ависма» с активами в цветной металлургии США.

Так, в прошлом десятилетии началась активная экспансия российской промышленности на Запад. В настоящее время российские металлургические корпорации владеют 10% сталелитейной промышленности Соединённых Штатов. В нефтегазовом бизнесе «Лукойл» в 2000г. купил 1260 АЗС компании Getty Petroleum Marketing, а через несколько лет 795 АЗС у Conoco Phillips. Активно инвестировались средства в американскую экономику компанией «Итера», заполучившей в 2002г. компанию Grayson Hill Energy, позже 78% акций Dune Energy, а потом практически полностью выкупившей Barnett Shale & Voyager Partners. Данные отрасли не находились под сильным госрегулированием, поэтому необходимости их лоббирования в госструктурах не было.

Кроме того, в начале 2000-х гг. российско-американские отношения были теплее, чем сейчас, потому имело смысл пиарить российский бизнес. Проводилась регулярная работа по выработке позитивного общественного мнения к российскому бизнесу. К примеру, в 2003г. в открытии АЗС «Лукойла» в Нью-Йорке принял участие Владимир Путин.

Таким образом, на протяжении первого десятилетия XXI в. внедрение на американский рынок было лёгким и безболезненным для российских компаний и не требовало оказания особых лоббистских услуг. Однако за последние полтора года в связи с напряжённой политической ситуацией потребность в лоббизме российского бизнеса возросла в США и особенно в ЕС.

Пора санкций: как быть?

В 2015г российские структуры увеличили расходы на лоббирование своих интересов в Вашингтоне, о чём сообщает Politics.ru cо ссылкой на агентство Bloomberg. Огромные суммы денег были направлены в лоббистские круги и организации по связям с общественностью США с целью улучшения российского имиджа за рубежом – среди них особую роль занимает Ketchum, мировой гигант по связям с общественностью, располагающийся в Нью-Йорке, который помогал поместить комментарии Владимира Путина в  New York Times. Сейчас эта компания продолжает лоббировать интересы российского бизнеса в США.

Сегодня целью российского бизнеса выступает защита своего капитала и авторитета за рубежом. Российские компании, анализируя сложившуюся ситуацию в политических кругах и следя за экономической нестабильностью в валютном секторе, предпочитают концентрироваться на европейском рынке. Уход российского бизнеса с американской арены не выглядит странным, учитывая тот факт, что российские компании теснее сотрудничают с ЕС, чем с США. Товарооборот между Россией и ЕС за 2012 год, к примеру, составил 370 миллиардов долларов, а между Россией и США — всего 26, сообщает The New York Times.

Этим можно объяснить действия «Газпром экспорт», который в прошлом году снизил расходы на европейских лоббистов, разорвав отношения с американской Ketchum, но продолжая сотрудничать с бельгийской консалтинговой фирмой GPlus. Фирма занимается связями концерна со СМИ ещё с 2007г, а сейчас оказывает консультационные услуги «Газпрому» и представляет интересы партнёров по газопроводу «Южный поток». Активным лоббированием занимается «ЛУКОЙЛ», потративший на это в 2014г. €400–500 тыс., а годом ранее — €450–500 тыс. В Европе интересы компании отстаиваются с 2008 года. Представитель компании в своём интервью РБК говорил об инициативах Брюсселя отстаивать некоторые позиции работы «ЛУКОЙЛ» и о необходимости взаимодействовать с европейскими институтами. Также лоббированием занимаются такие лидеры в своих отраслях, как «Лаборатория Касперского», «Интер РАО», а с недавнего времени даже ОАО «РЖД».

Как бы то ни было, 2015 год показывает, что авторитет российских компаний за границей стремительно снижается. Кажется, экономические гиганты готовы вложить немалые суммы в охрану своего сектора в Европе и не слишком стремятся отстаивать свои позиции в США. Что же, перед Россией на горизонте открываются перспективы светлого будущего в БРИКС. Изменят ли российские бизнесмены вектор развития в сторону сотрудничества в этом блоке и будут ли там взращивать своё могущество, покажет время.

Анна Полянская

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.